Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

«Жизнь замечательных людей». Лавр Проскуряков

«Жизнь замечательных людей». Лавр Проскуряков

Лавр Дмитриевич Проскуряков – крупнейший отечественный специалист по мостостроению. По его проектам были возведены мосты по всей России. Шедевры Проскурякова поражают оригинальностью конструктивных форм, мастерством и эстетикой постройки. Его биография - это история воплощения мечты.

Будущий учёный родился в 1858 году в семье священника Димитрия Проскурякова, в селе Борисовка Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Белгородская область). Семья жила бедно, у отца с матушкой было 18 детей. Обеспечить достойное будущее было практически невозможно, и единственной дорогой в жизнь для юноши стало образование. С рекомендацией отличника учёбы он поступил в Петербургский институт путей сообщения, закончив, служил в Министерстве путей сообщения. Однако бюрократическая сторона работы его не устраивала. Он выкраивал время и занимался научной и конструкторской деятельностью. Вскоре Лавр Дмитриевич вернулся в родной институт уже преподавателем, защитил диссертацию, был утверждён адъюнктом и командирован в Лондон для участия в Международном железнодорожном конгрессе.

В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в России был построен железнодорожный металлический мост консольной системы – через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге. Именно этим проектом инженер положил начало новому направлению в мостостроении. Внезапно перед ним открылась захватывающая перспектива. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали протяжённостью 7000 км. Сам министр путей сообщения поручает Лавру Дмитриевичу участок этого грандиозного проекта – сооружение мостов. А их в проекте было целых 28.

В 1895 году им был выполнен проект моста через Енисей. По величине пролётов этот мост стал вторым в Европе и самым большим в России. Позже учёные назовут его «вершиной инженерной мысли». В 1900-м в Париже проходила Всемирная промышленная выставка, где в русском павильоне была выставлена точная модель Енисейского моста. Увидев конструкцию, Эйфель пришел в восторг:

« Этим проектом вы сразили меня… Победа за вами!»

Учёные рукоплескали, а Лавр Дмитриевич получил высшую награду – большую золотую медаль. Это была победа русской науки и техники.

Проскуряков по праву признан пионером русской науки о мостах, выдающимся ученым и педагогом-новатором. Написанный им двухтомник по строительной механике был признан лучшим учебником и положен в основу преподавания этой отрасли науки.