Георгий Константинович Жуков – маршал Советского Союза, заместитель Верховного главнокомандующего Вооружённых Сил СССР. Командовал войсками Резервного, Ленинградского, Западного, 1-го Белорусского фронтов.
Жуков стал известен в 1939 году, когда под его руководством 1-я армейская группа в Монголии разгромила на реке Халхин-Гол японские войска. За эту победу Жуков стал Героем Советского Союза. Ему присвоено звание генерала армии.
После он стремительно продвигался по службе. В январе 1941 года стал начальником Генерального штаба Красной армии и заместителем Наркома обороны СССР. Но в самом начале войны он покидает этот пост.
Накануне его вызвали к Сталину для обсуждения обстановки на фронтах. Жуков изложил свои взгляды по ситуации на Юго-Западном, где угроза окружения войск требовала от наших сдать Киев. А на московском направлении генерал считал необходимым провести контрудары, чтобы ослабить группу армий «Центр», рвавшуюся к Москве. Сталин назначил его командующим Резервным фронтом для организации контрудара под Ельней.
Менее чем через месяц Жуковым была успешно проведена наступательная операция, где было разгромлено 8 немецких дивизий. Немцы окрестили Ельню «кровавой печью», в памяти наших войск она запомнилась как «ельнинская мясорубка». Оборона же Киева, против которой так резко выступал Жуков, привела к военной катастрофе. Этот участок фронта был сильно ослаблен, что дало возможность немцам летом 1942 года развернуть наступление и дойти до Волги и Северного Кавказа.
Жуков не проиграл ни одного сражения, хотя все четыре года войны его перебрасывали, как пожарную команду, туда, где горит, где самое тяжёлое положение. Даже штабную военную игру, моделирующую возможную войну с Германией, проведённую в армии перед трагическим июнем, он тоже выиграл, при том, что в этой игре «воевал» за немцев. Но никто так и не поверил, что гитлеровцы будут мыслить, как Жуков. Зато он всю войну мог мыслить, как противник, непостижимым образом считывая его логику и психологию.
Обо всех его сражениях не расскажешь, возьмём два из них – Москва и Берлин.
Битва за Москву ни с чем несравнима. Жуков – командующий Резервным фронтом, ему поставлена задача оборонять Москву, сдержать атаку врага, во что бы то ни стало. Перед ним сильнейшая армия мира. И был такой момент в начале декабря 1941-го, когда все смертельно устали – и мы, и немцы. Нацисты не то чтобы остановились, но некое мимолётное равновесие возникло. Жуков почувствовал это и перешёл в наступление!
Если бы мы помедлили хотя бы несколько дней, немцы, наверняка, подтянули бы тяжелую артиллерию и, скорее всего, разнесли бы нашу столицу. Все что-то вложили в спасение в декабре сорок первого, особенно гениальный Шапошников и Василевский, но всё же Жуков на самом острие этой Победы, в самом первом окопе.
Берлинская операция. Зееловские высоты, которые многие ставят Жукову в вину. Последний, самый страшный бой. До Берлина – рукой подать. Все понимали – войдём в него и конец войне. Жуков с болью признаёт, что мощнейшая артподготовка не смогла подавить оборону врага, мы недооценили её мощь. Но атаковать высоты необходимо было именно так, в лоб, иначе враг успел бы отступить в Берлин.
Ни одна из жертв не была напрасной. Потому что сразу после прорыва обороны Зееловских высот Жуков, не медля ни минуты, бросает танковые армии на Берлин, выходя в тыл. Наши потери там и задержка наступления на полтора дня, на мгновение вернувшая гитлеровцам надежду, что русских можно остановить, сыграла роковую роль в судьбе 9-й гитлеровской армии. Рискованный план Жукова: танковым армиям без стрелковых частей с боем выйти на окраины Берлина и образовать «кокон» вокруг города. Дальше три фронта, три маршала: Жуков, Конев и Рокоссовский начали планомерный классический штурм города. Четырёхмиллионный Берлин с немецкой тщательностью подготовленный к обороне пал за 10 дней. Наши безвозвратные потери были очень велики. Но потери нацистов в 10 раз больше.
Историки много спорят о маршале. Но рядового солдата не обманешь, он точно знает: с одним командиром пропадёшь, с другим выживешь и победишь. А солдатская, народная любовь к Жукову неопровержима.
Стоит напомнить, что Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года принимал маршал Жуков.