Иван Степанович Конев – маршал Советского Союза. Командовал войсками Западного, Калининского, Северо-Западного, Степного, 2-го и 1-го Украинских фронтов.
11 сентября 1941 года командарм был назначен командующим войсками Западного фронта в звании генерал-полковника. Командовал этим фронтом Конев чуть более месяца, но в это время Западный фронт потерпел одно из тяжелейших поражений за всю войну: прорыв немецкой группой армий «Центр» обороны советских войск и окружение под Вязьмой четырех армий.
В русской истории имена Жукова и Конева стоят вместе, в 30-х они вместе служили в Белорусском военном округе, причем командарм именно Коневу дал символичное прозвище – «Суворов». В октябре 1941-го после поражения под Вязьмой Жуков фактически спас его от расстрела, сделал своим заместителем, а потом отправил на Калининский фронт. На пороге катастрофы, когда немцы стремительно продвигались к столице, в воздухе витал только один вопрос: «Кто виноват в грандиозных неудачах Красной армии?»
Сталин лично позвонил Коневу и сказал в трубку:
«Товарищ Сталин не предатель, товарищ Сталин не изменник, товарищ Сталин честный человек, вся его ошибка в том, что он слишком доверился кавалеристам, товарищ Сталин сделает все, чтобы исправить сложившееся положение».
В июле 1943 года Конев был назначен командующим войсками Степного фронта. Он внес большой вклад в разгром гитлеровцев в ходе Курской битвы. С рассветом 5 августа 1943 года войска Степного фронта пошли на штурм Белгорода и к вечеру того же дня город был полностью очищен от немцев. В ознаменование этой победы, а также освобождения Орла, 5 августа в Москве был произведен первый салют войны.
Вечером 22 августа командарм отдал приказ армиям о ночном штурме Харькова. К 12 часам 23 августа 1943 года войска окончательно освободили город от немецких войск. Конев вспоминал, что все оставшиеся в живых жители города вышли на улицы, Харьков ликовал.
В войсках Ивана Степановича называли солдатским маршалом. С мая 1944-го Конев командовал 1-м Украинским фронтом. 27 января 1945-го советские войска освободили лагерь смерти Аушвиц-Биркенау, известный как Освенцим. Но посмотреть его сам командующий фронтом не захотел. Позже он объяснил, почему:
«Увидеть лагерь смерти своими глазами... сознательно не разрешил себе. Боевые действия были в самом разгаре, и руководство ими требовало такого напряжения, что я считал не вправе отдавать собственным переживаниям душевные силы и время... Я боялся, что это зрелище заставит меня быть жестоким, что я начну мстить. Я не хотел ожесточиться».
Победа застала Конева в Праге. Родным он рассказывал, что тогда – впервые за годы войны – услышал тишину и пение птиц.