Николай Федорович Ватутин - генерал армии. С июня 1941 года начальник штаба Северо-Западного фронта, первый заместитель начальника Генштаба, командующий войсками Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов.
За несколько месяцев до начала Великой Отечественной Ватутин был назначен первым заместителем начальника Генерального штаба по оперативным вопросам и устройству тыла, позже он станет «правой рукой» Жукова.
В июле 1942 года Ставка образовала новый Воронежский фронт, который должен был сковать наступающие немецкие части. Когда решался вопрос о командующем, Ватутин неожиданно предложил себя. Сталин удивился, но согласился. На головы солдат посыпались немецкие листовки: «Этому штабному генералу под Воронежем успеха не иметь».
Так думали не только немцы. Но генерал-лейтенант Ватутин «умыл» и своих, и чужих. Воронежский фронт сковал боями до 30 фашистских дивизий, которые не смогли прийти на помощь армии Паулюса в Сталинграде. А в начале июля 1943-го началось крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой, где сошлись почти две тысячи боевых машин, и войскам вермахта был нанесен тяжелый урон. С этого дня гитлеровцы уже не могли думать о продолжении стратегического наступления. Зато утром 3 августа неудержимым валом двинулись вперед войска генерала Ватутина. Началась операция под названием «Полководец Румянцев». Она проводилась войсками Воронежского и Степного фронтов и, став частью Курской битвы, завершилась 23 августа. В ходе нее была разгромлена немецкая группировка численностью в 15 дивизий, освобождены Белгород и Харьков.
В октябре 1943 года Воронежский фронт был переименован в 1-й Украинский. Серьезной проверкой Ватутина стали форсирование Днепра и освобождение Киева. Несмотря на неудачу в Днепровской воздушно-десантной операции, командующий фронтом искал неординарный, масштабный, дерзкий ход. Его решение стало неожиданным для врага. Скрытно и оперативно Ватутин перегруппировал войска. Танки переправлялись по дну реки, по вехам, расставленным вдоль брода. Первый удар был хитро нанесен с другого плацдарма, чтобы увести врага с главного направления. И только убедившись, что противник надежно скован, Ватутин сказал генералу Рыбалко:
«Настал твой час, Павел Семенович. Кулак у тебя мощный. Громыхни им так, чтобы у противника все тылы затрещали!»
Танкисты исполнили приказ буквально: обогнав наступающую пехоту, провели знаменитую ночную атаку с включенными сиренами и зажженными фарами. Эффект превзошел все ожидания. Был освобожден Киев, а на правом берегу Днепра создан стратегический плацдарм.
Лучший стратег вермахта фельдмаршал Манштейн называл советского генерала гроссмейстером. В феврале 44-го Николай Фёдорович работал над планами новых операций по изгнанию немецких войск из Украины, однако ему не суждено было стать свидетелем решающего успеха. 29 февраля Ватутин, выехавший из города Ровно в расположение 60-й армии, попал под обстрел и был тяжело ранен.
В апреле он умер от заражения крови, и в этой трагической смерти 42-летнего генерала до сих пор много неясного... Командарм Ватутин не дожил до Победы, но на его счету остались великие битвы.