Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

«Подмечено Татьяной Лот». Права и обязанности пациентов

«Подмечено Татьяной Лот». Права и обязанности пациентов

На что имеет право пациент и как он должен себя вести

Единый номер 122 работает в Белгородской области около года. По нему записываются на приём, вызывают врача на дом, а если требуется, специалист соединяет с поликлиникой, скорой и другими службами, консультирует по вопросам реабилитации после ковида, рассказывает о правах и обязанностях пациента. От их знания зависит наше здоровье.

Где закреплены права и обязанности пациента

Например, есть сомнения в квалификации врача – можно ли его сменить? Доктор назначил неэффективное лечение и пришлось дополнительно обращаться к платным специалистам – что тогда? Скорая помощь долго едет или врач не назначает МРТ по требованию – как быть? Прежде чем что-то потребовать и куда-то пожаловаться, нужно изучить законодательные документы, которые защищают права пациента.

«Все права пациентов, так же, как и обязанности, описаны в каждом законодательном акте России, начиная Гражданским и заканчивая Уголовным кодексом. Отдельные статьи есть в Семейном кодексе. Но основополагающий – федеральный закон о защите здоровья граждан, туда же входит закон о защите прав потребителей и закон о медицинском страховании», – рассказала врач областного Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Маргарита Подобед.

На что имеет право пациент

Пациент имеет право на бесплатную, доступную, качественную медицинскую помощь, может получать сведения о своём диагнозе, имеет право на соблюдение врачебной тайны, обжалование действий медицинского персонала.

Иногда пациенты звонят и жалуются на то, что врач не даёт амбулаторную медкарту на руки. Это не нарушение прав, а законное действие поликлиники. Медучреждение выдаёт по запросу только копии обследований, заключений врачей. Также есть жалобы на то, что доктор не назначает дополнительных исследований, например МРТ, УЗИ.

«Пациент не может требовать от доктора назначения, если нет показаний. Каждому пациенту я всегда объясняю, особенно тем, кто обращается на горячую линию: доктор берёт на себя ответственность, и диктовать, что он должен назначать, пациент не может», – пояснила Маргарита Подобед.

У нас есть право на отказ от медицинских манипуляций. Тогда заполняются документы, и пациент несёт сам ответственность за здоровье. Ещё одно право пациента – сменить врача, больницу или поликлинику. Такое же право есть и у врача – доктор может отказаться от пациента.

Каковы обязанности пациента

«Уважительное отношение к медицинским работникам и соблюдение всех их рекомендаций – это одна из обязанностей каждого пациента. Следить за своим здоровьем, стараться его сохранять – это тоже обязанность пациента», – отметила Маргарита Подобед.

Если кажется, что права нарушены, работает бесплатная юридическая помощь. Обратиться можно в департамент здравоохранения. И не забывайте про номер горячей линии 122 – проконсультируют, сориентируют и помогут разобраться, где прав пациент, а где его требования необоснованны.