Как находят пропавших без вести подводников
В Великую Отечественную войну Балтийский флот потерял 46 подводных лодок, 24 из них ушли в боевой поход и не вернулись. Вместе с экипажами пропали без вести. До недавнего времени семьи подводников не знали ни обстоятельств, ни места их гибели. Почти все подлодки затонули при прорыве финских и немецких минных заграждений, стремясь потопить вражеские транспортные и военные корабли. Большую часть субмарин, ставших братскими могилами моряков, удалось найти команде разведывательно-водолазного клуба при поддержке Фонда президентских грантов и Русского географического общества. Этот год должен завершить «войну» на Балтике.
«Поставили задачу к 75-летию Победы постараться отыскать все подводные лодки, все экипажи, погибшие на Балтике. А это значит, что еще четыре подводные лодки необходимо найти», – рассказал руководитель международного проекта «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов.
«Почта России» поддержала проект, и сейчас сотрудники почтовой службы 45 регионов страны помогают разыскивать родственников погибших краснофлотцев, чьи имена установлены.
«Основная цель проекта – увековечить воинскую доблесть моряков, а также сохранить историческую память. Для установления места жительства родственников подводников Почта России задействует отделения связи, почтальонов и другие каналы коммуникации», – поделился директор УПФС Белгородской области Почты России Александр Гольняк.
За несколько лет подводно-поисковых экспедиций были установлены личности более 700 подводников. Среди них есть и наш земляк – уроженец поселка Ивня Алексей Андреевич Касталанов. Он служил мотористом на подводной лодке «Л-2», которая затонула в финском заливе вместе с экипажем. Это всё, что было известно о 20-летнем моряке. В надежде разыскать родственников Алексея Касталанова, Татьяна Лот отправилась в Ивнянское почтовое отделение связи.
«Когда я рассказала об этом почтальонам, они очень заинтересовались, начали помогать, вспоминать, искать. Мы обращались в администрацию городского поселения, поднимали архивы. Но место жительства родных и близких не удалось установить», – рассказала начальник Ивнянского ОПС Наталья Дадыкина.
Но нашлась жительница Ивни Валентина Голубятникова, которая знала трех родных сестер Алексея Касталанова и их семьи, вспомнила фамилии нескольких родственников и позвонила в пресс-службу почты Белгорода. А почтальон с 20-летним стажем Зинаида Силина помогла разыскать родных моряка-подводника, живущих в Ивне.
«В нашей семье было три сестры и один брат. В 1941 году со службы был призван, то есть из армии ушел на войну. Последнее письмо, которое было прислано домой, было о том, что ушли в море. Больше ничего не было. Потом пришел треугольник «пропал без вести», – рассказала внучатая племянница Алексея Касталанова Наталья Камьянова.
В ночь на 13 ноября подлодка «Л-2» вышла из Кронштадта с полным запасом мин для постановки минных заграждений в Данцигской бухте. 14 ноября, находясь в составе конвоя, в районе острова Кери подорвалась на трёх донных минах и затонула. Последний раз поврежденную и дрейфующую лодку финские летчики видели на западе полуострова Юминда. Из всего экипажа спаслись только три человека. В ту страшную холодную ночь погибло пятьдесят моряков. Первым и последним стал этот боевой поход для Алексея Касталанова.
Подлодка Л-2 была найдена эстонской гидрографической службой на глубине 87 метров только в 2010 году. В 2012 году финская команда и участник разведывательно-водолазной команды проекта «Поклон кораблям Великой Победы» смогли ее опознать.