За помощью – к финансовому омбудсмену
С начала лета 2019 года в России начал действовать новый порядок досудебного урегулирования споров со страховыми компаниями по договорам ОСАГО, ДСАГО и КАСКО. Теперь за разрешением спорных ситуаций в обязательном порядке сначала нужно обратиться к финансовому уполномоченному. За первую неделю работы специализированная служба приняла 432 обращения от жителей двух российских столиц, Московской и Нижегородской областей, Краснодарского края. При этом больше половины заявлений были отклонены. В чем ошибка? В каких случаях нужно обращаться к финомбудсмену? И как это сделать правильно? В ситуации разбиралась радиоведущая Татьяна Лот.
Речь идет об имущественных спорах, которые возникают на финансовом рынке. В частности – со страховщиками. Например, после аварии страховая компания не стала возмещать ущерб в натуральной форме, то есть ремонтировать машину, а выплатила деньги.
«Страховая компания по каким-либо причинам выплатила денежные средства, допустим, в размере 10 тыс. рублей в результате ДТП. Но вам не хватило этих денег на ремонт, вскрылись какие-то изъяны, дефекты. На ремонт потребовалось гораздо большая сумма. Вы первоначально обратились к страховщику, страховщик отказал вам в выплате дополнительной суммы, и тогда, если раньше вы шли в суд и урегулировали этот имущественный спор в судебном порядке, то сейчас вы должны будете обратиться именно к финансовому уполномоченному», – поясняет начальник юридического отдела Отделения Белгород Банка России Инна Гребенникова.
Финомбудсмен – это более доступная для людей альтернатива судам, которые до сих пор решали все споры со страховщиками.
«Реформа в сфере ОСАГО как раз и направлена на то, чтобы разгрузить судебную систему, снизить число споров и, конечно же, повысить доверие потребителей к финансовому рынку. Чтобы потребитель мог, не имея каких-то специальных знаний, правовых основ, юридических познаний, обратиться в упрощенном порядке именно к финомбудсмену и решить на первоначальном этапе в досудебном порядке свои проблемы», – говорит Инна Гребенникова.
Новая система досудебного урегулирования поможет сократить число спорных ситуаций. Ведь если омбудсмен признает претензии клиента обоснованными, страховщик не только уплатит положенную сумму, но и 50 % штрафа от нее. Может пострадать и репутация страховой компании. Все споры и решения по ним, размещаются на сайте в открытом доступе. Новый инструмент сократит и число посредников, говорят эксперты. Так просто будет выгоднее, потому что заявления от обычных граждан омбудсмен рассмотрит бесплатно, а от посредников – за деньги.
Так, обращаться за помощью лучше лично и онлайн, не выходя из дома, – это бесплатно. А еще так сокращаются сроки рассмотрения до 15 дней.
Отказать в рассмотрении дела могут по разным причинам: человек предварительно не обратился с заявлением о претензии в страховую организацию; сумма требований по спору превышает 500 тыс. рублей; страховщик не включен в реестр или ликвидирован; дело уже находится или находилось в суде.
Институт финомбудсмена – это быстрый, бесплатный и независимый инструмент защиты прав граждан. Людям больше не нужно тратить деньги, время и нервы на походы в суды, чтобы отстоять свою правоту.