Ещё один глубокий взгляд на войну
Генрих Бёлль – немецкий писатель, переводчик и сценарист. Он был удостоен Нобелевской премии по литературе как автор, чьё творчество послужило делу возрождения немецкой литературы.
Одно из самых сильных произведений Бёлля – роман «Дом без хозяина» о Германии 1952 года, в котором автор не только описывает нищенскую жизнь первых послевоенных лет, но и создаёт сложный, многогранный психологический портрет молодого немца. Дом без хозяина – метафора. Вся послевоенная Германия – дом без хозяина. Её хозяин убит на войне, в доме остались его вдова и дети. Но сын подрастает, и вот он – будущий новый хозяин страны и новое лицо нации.
«Он прочитал все молитвы, какие только знал, и каждую заканчивал словами: «Дай мне увидеть во сне отца…» Но когда он, наконец, увидел отца, тот оказался совсем не таким, как ему хотелось: отец сидел под высоким деревом, закрыв лицо руками, но Мартин сразу узнал отца, хоть он и заслонил лицо. Отец будто ждал чего-то, бесконечно долго ждал; казалось, что он сидит так уже миллионы лет и лицо прикрывает, потому что оно такое печальное, и когда отец опускал руки, Мартин всякий раз пугался, хотя заранее знал, что увидит сейчас. Оказывалось, что лица вовсе нет, и отец словно хочет сказать ему: вот теперь ты всё знаешь. Может быть, отец дожидался нового лица под этим деревом. Земля была черна, как волосы Больды, а отец – совсем один и без лица, но даже без лица он выглядел бесконечно печальным и усталым, и, когда начинал говорить, Мартин всегда ожидал, что вот он скажет «Гезелер», но ни разу отец не назвал это имя, ни разу ни слова не сказал о Гезелере. На какую-то дуру в соседней комнате напал приступ смеха, и это разбудило его, – всю свою злость, всю ненависть и разочарование он выплакал в подушку, потому что так резко оборвался его сон об отце: а вдруг отец обрёл бы лицо и заговорил с ним?»
Цитата из романа Генриха Бёлля «Дом без хозяина»