
Книга с обширной, подробной и красочной географией
Александр Иличевский – русский прозаик, поэт, эссеист, большой интеллектуал, лауреат ряда литературных премий, в том числе «Русского Букера» и «Большой книги». Родился в 1970 году в Сумгаите. Окончил факультет общей и прикладной физики Московского физико-технологического института. Сейчас живёт в Иерусалиме, работает в отделении радиотерапии, лечит онкологических больных.
Роман начинается с того, что главный герой, физик, занимающийся «проблемой тёмной материи», совершает три больших путешествия: держа путь в американскую религиозную секту, пересекает на машине пустыню Невада; разбирает наследие заброшенной советской лаборатории на Памире; ищет в Иерусалиме отца – известного поэта, мечтателя, бродягу, кумира творческих тусовок и знатока древней истории Святой Земли. Роман наполнен множеством подробностей, как реалистических, так и мистических, причем те и другие соединяются самым естественным образом.
«Я ещё долго сидел на тёплой земле, то сокрушаясь, то восторгаясь тем, что мне дозволено было видеть... Это было похоже одновременно на бесшумный, с приглушенной яркостью салют и некое театральное шествие, заполнившее сеть воздушных дорог. И я вдруг почувствовал себя ребёнком. Вера в сказочные события вернулась ко мне – живая и тёплая, как щенок. Но я всё равно не смел и помыслить, что наконец-то исполнилось моё детское желание присоединиться к игре, которой были поглощены взрослые и чьих правил я не был в силах постичь. Изредка до меня доносились обрывки речемыслей, проносившихся надо мной существ, что складывались в некий ропот, то хоровой, то мычащий, то хохочущий, то стонущий. Духи, казалось, неслись к звёздам, подобно тому, как ласточки вьются у своих гнёзд, прилепленных где-нибудь под сводами моста или под куполом заброшенной церкви, возвращаясь из полей с добычей. Во всяком случае, звёзды если и не были впрямую гнёздами этих существ, то участвовали в этой оптической иллюзии. За этим зрелищем можно было наблюдать отстранённо и безболезненно... – но я едва сдерживал восторг и ужас».
цитата из романа Александра Иличевского «Чертёж Ньютона»