Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

«Книжная полка». Умберто Эко «Имя розы»

«Книжная полка». Умберто Эко «Имя розы»

 Религиозный детектив на фоне Средневековья

«Ученые иногда больше узнают от писателей, нежели от своих машин, – подметил один прославленный итальянец. Умберто Эко – философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, культуролог, публицист, критик. Блестящий эрудит, автор семи романов и нескольких десятков научных и публицистических книг, он был фигурой номер один среди европейских интеллектуалов рубежа XX–XXI веков.

Умберто Эко родился в 1932 году в небольшом городке Алессандрия в Пьемонте. Исполняя желание отца, Эко поступил в Туринский университет, где слушал курс по юриспруденции, но вскоре оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. Умберто стал атеистом и покинул католическую церковь. Работал на телевидении, обозревателем крупнейшей газеты, преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Однако всемирная слава пришла именно к Эко-прозаику.

Первый его роман, философско-детективный, «Имя розы», изданный в 1980-м, сразу попал в список бестселлеров. По признанию автора, он поначалу хотел написать детективную историю из современной жизни, но затем решил, что ему как медиевисту будет гораздо интереснее выстраивать детективный сюжет на фоне средневековых декораций.

Итак... 1327 год. В Европе эпоха великого смятения, экономического кризиса, эпидемий чумы, неуверенности и конфликтов. В обществе молодого послушника Адсона францисканский монах Уильям Баскервильский расследует серию трагических и таинственных смертей монахов в бенедиктинском монастыре на севере. На фоне всеобщей бедности монастырь очень богат и является научным центром. Главное сокровище – библиотека, куда никому нет доступа. Раскрывая одно убийство за другим, Уильям убеждается, что ключ к загадке лежит в тайном отделе библиотеки, где хранится книга Аристотеля, посвященная комедии, которая могла бы перевернуть представления о Боге. Этого и опасался один из монахов, считавший, что каждое из слов Аристотеля, являвшегося непререкаемым авторитетом, изменило бы сложившиеся представления о мире.

«Это была самая большая библиотека христианства, – сказал Вильгельм. – Сейчас, – продолжил он, – Антихрист, должно быть, действительно возобладает, потому что нет больше знаний, чтобы от него защищаться. Впрочем, сегодня ночью мы уже смотрели ему в лицо».

«Кому в лицо?» – ошеломленно переспросил я.

«Хорхе. В этом лице, иссушенном ненавистью к философии, я впервые в жизни увидел лик Антихриста. Он не из племени Иудина идет, как считают его провозвестники, и не из дальней страны. Антихрист способен родиться из того же благочестия, из той же любви к Господу, однако чрезмерной. Из любви к истине. Как еретик рождается из святого, а бесноватый – из провидца. Бойся, Адсон, пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда – еще до того, как отдать свою. А иногда – вместо того, чтобы отдать свою. Хорхе совершил дьявольские деяния потому, что он так сладострастно любил свою правоту, что полагал, будто все позволено тому, кто борется с неправотой. Хорхе боялся второй книги Аристотеля потому, что она, вероятно, учила преображать любую истину, дабы не становиться рабами собственных убеждений. Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, – учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина – что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине».

Отрывок из книги Умберто Эко «Имя розы»