Насмешка над высшим обществом устами нобелевского лауреата
«Лучшее средство против депрессии – горячая ванна и Нобелевская премия», – высказался однажды знаменитый острослов Бернард Шоу. Выдающийся ирландский и английский писатель, прозаик, драматург, музыкальный и театральный критик, общественный деятель родился в Дублине в 1856 году. Он считается вторым по популярности (вослед за Шекспиром) англоязычным драматургом. Лауреат Нобелевской премии.
После окончания школы юноша не смог поступить в университет – у семьи не хватало денег – и устроился на работу клерком в Лондоне. Он проводил много времени в библиотеках, восполняя пробелы в образовании, а позже занялся журналистикой. В 23 года прозаик написал свой первый роман, а затем еще четыре, но они не были популярны. В это время Шоу больше преуспевал в критике: основной темой его очерков было искусство – в частности, театральное. Со временем он стал писать пьесы, которые стремительно набирали популярность: зрителям нравились сюжеты с острыми социальными проблемами. Сам драматург цели своих пьес определил так:
«Это насмешка над поклонниками «голубой крови»… Каждая моя пьеса была камнем, который я бросал в окна викторианского благополучия».
Главным трудом, обеспечившим славу писателю, стал «Пигмалион». Пьеса Шоу была создана в 1912 году. Автор написал роль главной героини специально для мисс Патрик Кэмпбел – своей любимой актрисы. Впоследствии пьеса была с успехом экранизирована и многократно ставилась в различных театрах мира. По мотивам «Пигмалиона» Фредерик Лоу создал популярный мюзикл «Моя прекрасная леди».
Пьеса рассказывает о лондонском профессоре фонетики Генри Хиггинсе, который заключил пари со своим приятелем – полковником Пикерингом. По условиям пари, Хиггинс должен за шесть месяцев обучить уличную цветочницу Элизу Дулиттл произношению, принятому в высшем обществе, и на светском приеме суметь представить ее как герцогиню. Задача непростая – девушка выросла в трущобах, говорит на грубом лондонском просторечии, не отличается культурой поведения.
«Дальнейшие события показывать на сцене незачем, – пишет автор, – Да, по правде говоря, незачем было бы и рассказывать о них, если бы не разленилось наше воображение; оно слишком привыкло полагаться на шаблоны и заготовки из лавки старьевщика, где Романтика держит про запас счастливые развязки, чтобы кстати и некстати приставлять их ко всем произведениям подряд».