Автобиографическая книга о переживаниях и исканиях
Жизнь на 10 % состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90 % из того, как вы ее принимаете, уверял английский писатель Уильям Сомерсет Моэм. Он родился в 1874 году в Париже, в семье юриста британского посольства во Франции. Сам он назвал себя лучшим из второстепенных, хотя был чрезвычайно популярным прозаиком и драматургом: театры поставили более 30 пьес, а на его счету более 78 книг.
Жизнь писателя была чередой захватывающих приключений, тайн и похождений. На протяжении шестидесятилетней литературной карьеры Моэм много путешествовал, работал в британской разведке и со шпионской миссией посещал Россию в разгар Февральской революции. Моэма интриговала сама профессия секретного агента. Он любил больше слушать, чем говорить, провоцировать людей на откровения.
Писатель восхищался русской литературой, изучал язык, говорил по-русски и очень любил посещать Россию, и служба в разведке открывала для него весьма интересные перспективы. К 1940 году он стал одним из самых известных и богатых писателей в Великобритании. Не скрывал, что пишет «не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но при этом отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, ещё и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином».
Самый известный роман автора «Бремя страстей человеческих» увидел свет в 1915 году. Для названия романа взят заголовок одного из разделов «Этики» Спинозы, который в дословном переводе гласит: «О рабстве человеческом». Однако для того, чтобы название романа само по себе передавало смысл, который имеется в этой главе трактата Спинозы, Моэм согласился, чтобы это произведение называлось в русском издании «Бремя страстей человеческих».
Сам писатель указал, что это «автобиографическая книга», в которой отражены его собственные мучительные переживания. Как и его герой, он рано лишился родителей, воспитывался в семье родственников, прошел все стадии юношеских исканий. Моэм хотел доказать, что человек может любить не только вопреки рассудку, но и вопреки самой своей природе.
По сюжету Филип Кэри, хромой сирота, рано лишился родительской заботы и ласки. Его судьба прослеживается от несчастливого детства через тернии студенческих лет до становления и возмужания. Филип мучительно ищет свое призвание и пытается понять, в чем же состоит смысл жизни. Ему предстоит испытать немало разочарований и расстаться со многими иллюзиями, прежде чем он сумеет найти свой ответ на этот вопрос.
«Прошло два месяца. Филип все еще ломал себе голову над тем же вопросом, и ему казалось, что в душе настоящего художника, писателя, музыканта живет какая-то сила, которая заставляет их целиком погрузиться в творчество и тем самым подчинить жизнь искусству. Покоряясь этой силе, они даже не отдают себе отчета в том, что ими движет слепой инстинкт, а жизнь течет мимо, проходит у них между пальцев. Но у Филипа было такое чувство, что жизнь куда лучше прожить, чем отобразить; ему хотелось пройти через самые раз личные испытания и прочувствовать каждый миг бытия. Наконец он отважился на решительный шаг, дав себе слово потом уж не отступать, а приняв решение, немедленно стал проводить его в жизнь».
Отрывок из романа «Бремя страстей человеческих» Сомерсета Моэма
Один из коллег по писательскому цеху сравнил Сомерсета Моэма со «старым чемоданом, обклеенным многочисленными наклейками отелей», и заметил, что никто не знает, что на самом деле находится внутри чемодана. Тем интересней открыть этот чемодан! Вместе с автором!