«Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь», – считал Лев Толстой. Писатель, чье имя знакомо каждому российскому школьнику, наиболее известен своими романами «Война и мир» и «Анна Каренина». Но есть и такие произведения Толстого, о которых мало кто слышал, однако они открывают творчество автора с совершенно новой стороны. Например, «Крейцерова соната».
Граф Лев Николаевич Толстой. Величайший писатель, мыслитель, просветитель, публицист. Родился в 1898 году в Ясной Поляне Тульской губернии. Он был не только талантливым литератором, но и незаурядным человеком. Член-корреспондент Императорской академии наук, четырежды номинирован на Нобелевскую премию по литературе, от которой отказался сам. Был противником государственной системы, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян, за отклонение от религиозных авторитетов отлучен от церкви, хотя до конца дней своих называл себя христианином, создал собственное христианское учение, которое называлось «толстовство».
Творческое наследие Льва Николаевича составляет 165 тыс. листов рукописей и десять тысяч писем. Полное собрание сочинений издано в 90 томах. А его домашняя библиотека насчитывала более 23 тыс. книг на 39 языках.
«Крейцерова соната» – самая неоднозначная повесть Льва Николаевича, опубликованная в 1891 году. Повесть была написана Толстым в момент жестокого душевного и творческого кризиса, в ней много неоднозначных суждений об отношении к женщинам, детям, искусству.
Сравнения и параллели с семейной жизнью писателя были неизбежны. Супруга Толстого хоть и бережно переписывала «Крейцерову сонату», добивалась ее публикации, затаила обиду на знаменитого мужа. Будучи женщиной незаурядной и талантливой, она написала ответное произведение и высказала свою точку зрения, которая изобличала поведение мужчин и их истинное отношение к женщинам.
«Крейцерова соната» оставила глубокий след и разлад в семейной жизни Толстого. Из-за своего провокационного содержания повесть подверглась жесточайшей цензуре, а критики наперебой расхваливали художественные особенности произведения и яростно критиковали смысл, заявляя, что Лев Николаевич «в умоисступлении» исказил сокровенные подробности семейных отношений и «наговорил чуши».
Сюжет повести таков. XIX век. Поезд. Случайные попутчики, один из которых и есть главный герой по фамилии Позднышев. Он обнажает душу в страшной исповеди о произошедшей семейной трагедии. Излом характера, переход от беспечного юнца до влюбленного мужа и далее, до уставшего человека и аффектированного убийцы. Путешествуя в поезде, герои будто проезжают через всю жизнь Позднышева.
«Сколько я ни стараюсь вспомнить теперь, я никак не могу вспомнить моего тогдашнего состояния: что я думал, чего хотел? Ничего не знаю. Помню только, что у меня было сознание того, что готовится что-то страшное и очень важное в моей жизни. Оттого ли произошло то важное, что я так думал, или оттого, что предчувствовал, – не знаю. Может быть и то, что после того, что случилось, все предшествующие минуты в моем воспоминании получили мрачный оттенок. Я подъехал к крыльцу. Был первый час. Несколько извозчиков стояло у крыльца, ожидая седоков по освещенным окнам (освещенные окна были в нашей квартире, в зале и гостиной). Не отдавая себе отчета в том, почему есть еще свет так поздно в наших окнах, я в том же состоянии ожидания чего-то страшного взошел на лестницу и позвонил».
Отрывок из повести «Крейцерова соната» Льва Толстого
Писатель считал, что люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно настоящее на свете – остальное всё вздор», – восклицал автор.