
Образ ярмарки как самой жизни
Николай Гоголь – одна из самых загадочных и необычных фигур в русской литературе. Он родился 1 апреля 1809 года. Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечен живописью и рукоделием. Писателя часто можно было застать за вязальными спицами или швейной иглой. С его именем связано немало слухов и легенд, часть из которых Николай Васильевич распространил о себе сам. Он был великим выдумщиком и мистификатором, что, безусловно, отразилось на его творчестве.
В 19-летнем возрасте Гоголь переехал в Петербург, поступил на государственную службу и сблизился с кругом Жуковского и Пушкина. Затем его устроили на должность учителя в Патриотическом институте, а спустя несколько лет он получил должность адъюнкта на кафедре истории в Петербургском университете.
В первые годы столичной жизни он работал очень много, и к маю 1831 г. у него было готово несколько повестей, впоследствии составивших первый том «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Не зная, как распорядиться ими, Гоголь обратился за советом к Плетневу. Тот присоветовал Гоголю строжайшее инкогнито и придумал для его повестей заглавие, которое пробудило бы в публике любопытство. Так появились на свет «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь» были рассказаны панычем в гороховом кафтане, любителем говорить «вычурно да хитро, как в печатных книжках». Пушкин отметил особую искренность новой книги.
По сюжету богатый селянин едет на знаменитую Сорочинскую ярмарку продавать пшеницу. Вместе с ним отправляется и вся его семья: сварливая жена и три дочки. Молодой парубок, встретив на ярмарке одну из дочерей, влюбляется в нее. Но мачеха против свадьбы. Молодец знакомится на ярмарке с цыганкой, которая помогает ему уговорить родителей выдать за него дочь. Ярмарка у Гоголя – это сама жизнь, звучащая на разные голоса.
«Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами. Не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, рев – все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки – все ярко, пестро, нестройно. Разноголосые речи потопляют друг друга. И ни одно слово не выхватывается, не спасается от этого потопа, ни один крик не выговорится ясно...»
Отрывок из повести «Сорочинская ярмарка» Николая Гоголя
«Гром, хохот, песни слышались тише и тише. Смычок умирал, слабея и теряя неясные звуки в пустоте воздуха. Еще слышалось где-то топанье, что-то похожее на ропот отдаленного моря, и скоро все стало пусто и глухо. Не так ли и радость, прекрасная и непостоянная гостья, улетает от нас, и напрасно одинокий звук думает выразить веселье?» – грустил Николай Васильевич в финале. Кто-то будто прочел его тайные мысли: по мотивам повести «Сорочинская ярмарка» был снят мюзикл.