История цыганки, ради которой можно отказаться «от корон и царств»
«В несчастье судьба всегда оставляет дверцу для выхода», – назидал смелый человек. Им был Мигель де Сервантес Сааведра – всемирно известный испанский писатель, драматург, поэт, автор уникального романа о Дон Кихоте.
Родился Мигель в 1547 году в маленьком городке под Мадридом. Жизнь не баловала Сервантеса: пять лет служил в рядах испанских войск, был ранен. С тех пор он уже не владел левой рукой, как он сам говорил, «к вящей славе правой». Довелось Мигелю побывать в рабстве и тюрьме. Бедность неотступно следовала за ним во все времена. Биограф Сервантеса – Шаль – писал:
«...Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во всё прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».
В 1613 году свет увидели «Назидательные новеллы» – это 12 рассказов о разных сферах жизни, объединенных в одну книгу. Любовные одиссеи и героические приключения, плутовские похождения и «преступное братство». Подобно опытному живописцу Сервантес схватывает множество нужных и красочных деталей. Новеллы имели огромный успех, выдержав еще при жизни испанца 23 издания. Мастер слова, Проспер Мериме, утверждал, что автор владеет искусством повествования, в котором впоследствии будет «неподражаем».
Одна из новелл – «Цыганочка» – произвела самое большое впечатление на европейских писателей эпохи романтизма. А Пушкин изучал испанский язык именно по этому рассказу и даже переводил его на французский. Именем главной героини – Прециоза – даже назвали астероид, открытый в 1904 году.
По сюжету, прелестная цыганка подвергает испытанию влюбленного дона. Среди всех прочих она сияет, «словно свет факела среди других малых огней». И благородный дон соглашается. Он заверяет цыган, что «отрекся от звания кабальеро и тщеславия своего знатного рода и подчиняет себя законам, по которым они живут, ибо они столь высокой наградой ответили на его пожелание стать цыганом, что вручили ему божественную Пресьозу, ради которой он отказался бы от корон и царств»…