Роман об истории, психоанализе, жизни и смерти
«Если в чем-то он и не сомневался, так это в безусловной и непреходящей значимости своей персоны в мире культуры», – говорили современники о Томасе Манне. Немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе, родился в городе Любеке в семье добропорядочных бюргеров в 1875 году. Спустя много лет он писал, что от отца унаследовал педантичность и суровость, а от матери – веселый нрав и неутолимый интерес ко всему прекрасному.
«Томас Манн – человек редчайшей чувствительности и интеллектуальной тонкости, но сбить его с ног было нельзя. Он имел продуманные убеждения и отлично знал себе цену», – отмечали критики.
Когда к власти пришел Гитлер, Томас Манн быстро разобрался в том, что этот субъект собой представляет. В одной из статей он писал: «Фашизм, рассчитанный на околпачивание массы и олицетворяющий разгул самой грязной черни, по самому духу своему не может не быть глубоко чуждым человеку». Его книги стали сжигать на площадях, его самого отрешили от всех почетных званий и принудили к эмиграции. На родину он больше не вернулся, хотя представительная группа немцев выдвигала его на пост президента послевоенной Германии.
В 1924 году вышел роман Манна «Волшебная гора», ставший, по выражению автора, «ключевым и поворотным пунктом» его творчества. Тяжелый мировоззренческий кризис, который Манн пережил после Первой мировой войны, он воплотил в этом романе, собрав все проблемы, волновавшие мир. Успех романа был колоссальным. В течение четырех лет после первой публикации только в Германии вышло сто изданий. Кроме того, он был переведен практически на все европейские языки. Знатоки отметили, что этим произведением писатель создал новый литературный жанр – интеллектуальный роман, где сюжет глубоко вторичен, а на первый план выходят мысли и рассуждения.
Сюжет «Волшебной горы» разворачивается накануне Первой мировой в горном туберкулезном санатории, куда главный герой, молодой человек, приезжает на три недели навестить своего больного брата. Однако по мере своего пребывания «здесь наверху», как выражаются местные пациенты, он понемногу заражается особой атмосферой, царящей в окружении – между жизнью и смертью. У героя тоже обнаруживается легкая форма туберкулеза, и он остается в санатории на семь лет.
«... Живя наверху, он давно уже приобщился умом и чувством к вещам, от которых становится не по себе. И если могла идти речь о симпатии Ганса Касторпа к снежной пустыне, то лишь потому, что, вопреки своему благочестивому ужасу, он рассматривал ее как наилучшую среду для вынашивания всех своих мыслей, как наиболее подобающее местопребывание для того, кто, правда, сам не зная, как это произошло, принял на себя тяготы правления...»
Главное, что поймет герой романа в альпийском раю, – это то, что человеку хочется остановить мгновение даже не потому, что оно прекрасно, а потому, что любая жизнь ценна и красива сама по себе. Но, как сказал святой Антоний Великий: «Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством».