Как американские музыканты придумали рок-оперу про Бетховена
В 2000 году американский хэви-металлический проект Trans-Siberian Orchestra выпустил свой третий студийный альбом «Beethoven's Last Night», в котором представлен оригинальный взгляд на последнюю ночь жизни композитора. В музыкальном плане рок-опера представляет собой органичное сочетание творений Бетховена (большая часть), Моцарта, Шопена, Римского-Корсакова и сочинений лидеров Транс-Сибирского оркестра Пола О’Нила, Роберта Кинкела, Джона Оливы и Криса Кэффери. Они звучат в рок-обработке и классическом исполнении.
В записи пластинки и концертных выступлениях приняли участие 36 артистов, в том числе приглашенные вокалисты и академические музыканты, играющие на струнных инструментах. В «Beethoven's Last Night» необычным образом сочетаются реальные и выдуманные эпизоды. Действие разворачивается весной 1827 года поздней ночью в Вене. Композитор только что закончил 10-ю симфонию, которую считает своим самым совершенным сочинением. Духи сообщают Людвигу, что его земная жизнь совсем скоро завершится. К нему является Мефистофель и говорит, что пришел забрать его душу. Впрочем, есть условие: если Бетховен отдаст зловещему гостю свою музыку, тот сотрет ее из памяти человечества, но зато вернет маэстро его душу.
Разумеется, либретто «Последней ночи Бетховена» – это плод фантазии авторов рок-оперы. Известно, что композитор написал девять симфоний. Однако биографы утверждают, что наброски Десятой симфонии действительно были сделаны еще до завершения девятой. Эти эскизы рассеяны по нескольким рабочим тетрадям. Они никак не надписаны и их почти невозможно прочесть. До 1980-х годов они не были идентифицированы с какой-либо определенностью. Английский музыковед и композитор Барри Купер попытался реконструировать произведение и представил свою версию в 1988 году. Чем закончилась история рок-оперы, узнаете в авторской программе Владимира Маркова.