Белгородские предприниматели – владельцы цветочных магазинов – на своем опыте доказывают, что при желании и наличии минимум полумиллиона рублей, можно открыть свой собственный успешный павильон. Однако в цветочном бизнесе есть свои тонкости, которым обязательно стоит уделить внимание.
Цветы – очень хрупкий и далеко не самый долговечный товар. Половина цветочных магазинов закрываются именно потому, что ни владельцы, ни даже сами флористы не умеют с ними правильно обращаться. Поэтому прежде, чем вкладывать деньги даже в небольшой павильон, стоит пройти обучение.
«У нас очень слабый рынок по флористам. Девочки обучаются на интернет-курсах, но этого очень мало. Все нужно изучать на практике. Нужно знать элементарные вещи – многие даже не умеют подрезать правильно цветок. Если это будет сделано правильно, то и букеты невест будут жить по две недели», – рассказывает владелица собственной цветочной студии Анастасия Паркер.
Каждое растение требует особенного ухода. Например, какие-то из них должны стоять только в холодной или, наоборот, только в горячей воде. Поэтому желательно нанимать флористов, уже знакомых со всеми подобными тонкостями – со специальным образованием.
Фото: группа салона цветов «Амелия» в соцсети «ВКонтакте»
Оптимальный вариант для новичков в цветочном бизнесе – небольшой павильон, который, к слову, лучше открывать перед праздниками. Так, предприниматель Татьяна Сергеенко начинала с небольшой точки в продуктовом супермаркете площадью в пять квадратных метров.
Желательно, чтобы в арендуемом вами помещении были большие панорамные окна. При этом важно, чтобы ваш цветочный салон располагался в проходимом месте – это могут быть торговые центры, площадки возле ЗАГСов, роддомов, университетов, вокзалов и аэропортов. Клиентам будет удобно, если рядом располагается парковка. Но, как говорит Татьяна Сергеенко, без рекламы даже такие «хлебные места» не будут приносить максимального дохода:
«Мы находимся рядом с ЗАГСом. Я думала, что это хорошая идея. Но зачастую люди в ЗАГС приезжают уже с цветами. На самом деле выбор помещения – это спорный вопрос. У меня рядом около восьми конкурентов, и я очень боялась, что будет тяжело. Так было первые пять лет».
Еще один важный момент для цветочного салона или павильона – это оборудование. В зависимости от объема стоимость холодильника для цветов начинается от 150 тыс. и может доходить до 350 тыс. рублей. Но как раз на нем экономить не стоит.
«Как бы мы не хотели, цветы – это скоропортящийся товар. И здесь большую роль играет оборудование. Многие берут б/у – но я бы это не рекомендовала. Многие ставят непрофессиональные холодильники для цветов, которые не держат температуру, в которых неправильно циркулирует воздух. Некоторые даже ставят обычные кондиционеры, из-за чего обветривается цветок», – объясняет предприниматель Анастасия Паркер.
Открывая свой цветочный бизнес, будьте готовы бороться с конкурентами. По мнению флориста и владелицы магазина «Амелия» Татьяны Сергеенко, рынок Белгорода перенасыщен – мелкие точки размывают клиентскую базу. Лучший способ стать на голову выше других представителей цветочного рынка – предложить уникальный товар. Тем более в этой сфере еще очень много неохваченных направлений.
«На рынке останутся магазины, которые будут воплощать свою идею, свою изюминку. Мы, например, специализируемся на экзотике, на природных материалах», – рассказывает предприниматель Анастасия Паркер.
Еще один пример – белгородская букетная Secret Garden, что в переводе означает «Тайный сад». Она начиналась с франшизы московских букетов в шляпных коробках. Через год девушкам захотелось расширяться и работать с экзотическими цветами, чего условия франшизы не позволяли. Тогда они расторгнули договор и открыли свой собственный бизнес. Сейчас это довольно необычный салон – вместо роз зимой там можно найти, к примеру, сирень. Однако поначалу с местными поставщиками было очень сложно договориться – они попросту не знали даже названий цветов.
«Был период, когда нам не хотели привозить необычные цветы. Когда мы начинали перечислять названия, которые звучат как заклинания в «Гарри Поттере», на нас смотрели удивленно. Сейчас все по-другому – мы работаем практически со всеми городскими поставщиками», – вспоминает руководитель букетной Мария Рахнева.
Помните, что флористика – такое же бесконечное поле для деятельности, как кулинарное или парикмахерское искусство. Поэтому если вы найдете в ней свое уникальное направление – конкуренты вам не страшны.
Фото: группа букетной Secret Garden в соцсети «ВКонтакте»
Без должной раскрутки и рекламы даже в самых популярных местах цветы останутся невостребованными. Для владельцев букетной Secret Garden, основным каналом для привлечения клиентов стал Instagram. Но у девушек есть идея – из обычного цветочного салона сделать так называемое «третье место» – своеобразную площадку для творчества и отдыха.
«Мы стали развивать и продвигать нашу букетную как площадку для мероприятий – например, мастер-классов. Это может быть рисование, интересные лекции. Чем больше у нас будет проходить таких интересных мероприятий, тем быстрее мы придем к формату «третьего места» – не просто цветочного киоска, магазина или салона, а места, куда люди будут приходить не только за цветами», – говорит руководитель букетной Мария Рахнева.