Как связаны Ленин, Роден и белгородец Курбатов
Михаил воспитывался в семье мещан. В детстве мальчик был очень болезненным ребенком. Однажды, перенеся скарлатину, Миша практически полностью лишился слуха. Но именно это событие в каком-то роде послужило отправной точкой его карьеры скульптора. Курбатов попал на лечение к московскому профессору Станиславу Штейну – основателю клиники болезни уха, горла и носа. Они быстро нашли общий язык, и уже в конце 1890-х Михаил поселился в доме врача, куда были вхожи известные деятели искусства того времени.
Именно семья Штейна и новое окружение оказали решающее влияние на художественные вкусы юного белгородца и раскрыли его талант. В итоге Михаил успешно окончил училище живописи и ваяния в Москве, а затем продолжил обучение в Парижской академии, где его преподавателем был сам Огюст Роден – гениальный французский скульптор. В этот период Курбатов принимал активное участие в выставках, а также набирался опыта в изготовлении слепков с анатомических препаратов – забальзамированных частей тела. В дальнейшем это умение ему очень пригодилось.
В 35 лет Михаил вернулся из Франции в Москву и начал работать в медицинском институте. Здесь он организовал музей научно-художественных слепков, создал огромное количество муляжей, постоянно совершенствовал свое мастерство. Ученые находили творения Курбатова «исключительно прекрасными», настолько искусно и точно они были выполнены, а самого муляжиста называли лучшим в Европе. Именно поэтому такое ответственное дело, как создание слепка мозга Владимира Ильича Ленина после его смерти, было доверено нашему земляку и никому больше.
«Работа по изготовлению слепков мозга была в высшей степени ответственна и имела огромное научное, историческое и художественное значение, требовала от меня крайне нервного напряжения», – вспоминал потом Михаил Алексеевич Курбатов. «Слепок выполнен с максимально предельной точностью и в высокой степени художественно», – признала комиссия по изучению мозга Ленина, получив муляж в пользование.
Позже Курбатов приступил к работе и над первым памятником вождю революции. Подход был необычен: Ленин представал перед зрителем в натуральную величину в сером костюме, белой рубашке, темно-вишневом галстуке и черно-белых ботинках. Именно этот вариант изваяния в результате одобрили, и он стал лишь началом большой творческой работы Михаила Курбатова. Рукам мастера принадлежит целая галерея скульптурных портретов известных людей – Пушкина, Толстого, Успенского, Мечникова и многих других. Муляжи выглядели очень реалистично. А весь секрет крылся в уникальном материале, который использовал скульптор. Ученые до сих пор изучают состав этой «волшебной массы».
Дом, где жил маленький Миша Курбатов, располагался в Белгороде на нынешней улице Николая Чумичова. Однако имя известного муляжиста запечатлено на адресной табличке в другом конце города – в современном микрорайоне на юго-западе.
Программу «Где эта улица» слушайте на волнах радио «Мира Белогорья» еженедельно по выходным в 13:30 и 17:30.