От суфлера до мэтра: как снискал славу крепостной актер Щепкин
Впервые посмотреть на актерскую игру Михаилу удалось, когда ему было всего семь лет. Оперу «Новое семейство» ставил домашний театр графа Волькенштейна, чьими крепостными и было семейство Щепкиных. Произошло это на малой родине будущего актера – в селе Красном Курской губернии. Сейчас это территория Яковлевского района Белгородской области, потому и без улицы, названной в честь прославленного земляка, здесь обойтись не могли.
Увиденный спектакль настолько поразил маленького Мишу, что эти детские впечатления он потом пронесет через всю свою жизнь, лелея только одну мечту – реализовать себя на сцене. И он упорно будет двигаться к поставленной цели. Поначалу Щепкин получил образование в Суджанском народном училище, затем – в Курском. В этот период – в начале 1800-х – он всячески пытался проникнуть в театральную среду: подрабатывал суфлером, переписывал тексты ролей для актеров в Курском городском театре братьев Барсовых. Усилия оказались не напрасными, да и талант в Михаиле разглядели: в 1805 году его поставили на замену одного из профессиональных артистов, а вскоре взяли служить в курский театр – уже на постоянной основе.
Прошло всего около десяти лет, и актер Щепкин был уже нарасхват: ему высылали приглашения театр Штейна и Калиновского в Харькове, Полтавский, Тульский и масса других провинциальных театров. Белгородцу приходилось исполнять самые различные роли вплоть до женских! Артист-универсал, подходящий для спектаклей любых жанров, Михаил Семенович тщательным образом прорабатывал каждую из них, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно и правдоподобно. Набираясь опыта, Щепкин постепенно формировал свой личный актерский метод, суть которого можно изложить в одной фразе, им же и произнесенной: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе».
Театр им. М. С. Щепкина в Белгороде. Фото: «Мир Белогорья»
Следующие важные события в жизни Михаила произошли в 1822 году. Во-первых, он получил вольную, а во-вторых, стал играть в труппе Малого театра Москвы. Дебютировал здесь он в комедийном спектакле. Его первая роль – главный герой в постановке «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». После нее за 34-летним Щепкиным быстро закрепилась слава «первого комического актера для ролей в высоких комедиях». Но он не хотел ограничиваться только этим. Освободиться от такого репертуара белгородцу удалось лишь после воплощения на сцене многогранных образов Фамусова в «Горе от ума» и Городничего в «Ревизоре».
В Малом театре Михаил Семенович Щепкин прослужил до конца жизни. Принципы работы над ролью, заложенные мастером, а именно – глубокое проникновение в характер персонажа, его осмысление, отказ от своей собственной личности, дабы стать тем, кого придумал автор, прочно укрепились и в дальнейшем стали основой системы театрального режиссера Константина Станиславского.
Последние годы жизни Щепкин болел, чувствовал себя плохо. Сильно подкосила артиста и смерть его любимой жены Елены Дмитриевны. В 1863 году Михаил умер, оставив после себя двоих сыновей и двух дочерей.
Конечно, в первую очередь с Михаилом Щепкиным у белгородцев ассоциируется драматический театр его имени в областном центре. Есть также историко-театральный музей Щепкина в яковлевском селе Алексеевка. Что же касается улиц, названных в честь великого артиста, то, помимо Строителя, они есть в Белгороде, Старом Осколе, Чернянке, белгородском поселке Северном и прохоровском селе Беленихино.
Программу «Где эта улица» слушайте на волнах радио «Мира Белогорья» еженедельно по выходным в 13:30 и 17:30.