Происхождение и положение человека в обществе не всегда будет преградой для его талантов – это и доказал всему миру Даниил Бокарев. Он был родом из Тульской губернии и первые 16 лет проживал именно там. Однако за провинность – какую именно, так и неизвестно – крепостного выслали в Алексеевку.
Здешние по-разному отзывались о появившемся в селе пареньке: кто-то называл его смекалистым, а кто-то считал слишком скрытным. Говорили, что был себе на уме. Но его странности и постоянные раздумья оказались на руку всей слободе – Бокарев замыслил целую промышленную инновацию.
Проживая еще под Тулой, он видел, как там добывали масло из семян льна и конопли. В нашем крае самыми распространенными были другие культуры – в Алексеевке, например, повсюду росли и растут сейчас подсолнухи. Вот предприимчивый крестьянин и решил пустить их в оборот.
В 1829 году Даниил приступил к работе – воплощению своей идеи. На своем участке он вырастил небольшое количество желтых цветов, срезал их шляпки, достал и очистил семечки. Следующий этап – ручная маслобойка: Бокарев смастерил из дерева специальное приспособление, состоящее из толстого пня с вырезом внутри, цилиндра и клиньев. Высушенные семена закладывались в углубление, с помощью двух клиньев, забиваемых молотом, цилиндр опускался и давил на них, по отводному желобу стекала золотистая жидкость – первое подсолнечное масло.
Фото: «Мир Белогорья»
Сначала Бокарев не собирался делиться с односельчанами своим открытием, но вскоре сделать это пришлось. Данилу Семеновича обворовали, сорвав несколько рядов шляпок подсолнечника. Он пошел жаловаться на воришек управляющему слободой, там и пришлось объяснить, почему семена настолько ценны. Так о первой российской маслобойке узнали во всей округе.
Дальновидный купец Папушин поддержал Бокарева и в 1833 году построил в слободе первый в России маслобойный завод. Площади посевов подсолнечника в Алексеевке начали увеличиваться, все больше людей подключалось к производству. За пару лет подсолнечное масло обрело популярность, его стали поставлять за границу. Еще через 30 лет только в одном Бирюченском уезде, куда входила Алексеевка, было уже порядка 160 маслобойных заводов.
Работы теперь хватало всем: выращивать подсолнечник, выжимать масло, делать бочки для него, развозить по городам. Это приносило неплохой доход: жители начали строить каменные дома и лавки, открывать мастерские. Слобода преобразилась и расцвела.
Но вернемся к Бокареву. Краеведы не называют точной даты его смерти. Где похоронен промышленник, благодаря которому Алексеевка получила статус родины подсолнечного масла, также доподлинно неизвестно. Но изобретателя помнят здесь по сей день, принося дань уважения не только названной в его честь улицей и установленным памятником, но и успешным продолжением дела Бокарева. Разве что на смену старинным технологиям пришли современные, увеличились масштабы производства и к качеству продукта стали относиться гораздо серьезнее.
Программу «Где эта улица» слушайте на волнах радио «Мира Белогорья» еженедельно по выходным в 13:30 и 17:30.