Что такое эквайринг и реально ли полностью перейти на безнал
По данным белгородского отделения Центробанка, в 2017 году число операций с использованием карт выросло на треть по сравнению с 2016-м. Только за девять месяцев прошлого года белгородцы совершили больше ста миллионов транзакций на сумму четверть триллиона рублей.
«Средний размер одной операции с использованием банковской карты в 2017 году составил 820 рублей. В 2016 году такой средний чек был около 900 рублей. Эти цифры нам показывают, что человек раньше оплачивал только большие, затратные покупки. В настоящее время люди даже за молоком и хлебом выходят в магазины шаговой доступности и платят картой даже за мелкие покупки», – говорит начальник отдела платежных систем и расчетов белгородского отделения ГУ Банка России по ЦФО Ирина Эпп.
Вместе с тем в регионе увеличилось и количество точек, где можно расплатиться картой. К концу прошлого года их число достигло 18 тысяч. В основном это заслуга проекта «Безналичный Мир Белогорья», стартовавшего в области в начале прошлого года. Его цель – повысить число безналичных расчетов, прийти к тому, чтобы платить картой стало нормой, чтобы сделать это можно бы было практически везде.
Конечно, покупатель отдает предпочтение безналичному расчету просто потому, что это удобно. Но и для предприятий в этом есть свои плюсы. Многие владельцы торговых точек пришли к выводу, что устанавливать терминалы для эквайринга выгодно.
Эквайринг (англ. acquire – приобретать) – прием банковских карт для оплаты товаров, работ или услуг. Эквайринг осуществляется уполномоченным банком-эквайрером, который устанавливает на торговых или сервисных предприятиях платежные POS-терминалы.
Несмотря на то, что за терминалы и их обслуживание приходится платить, в самих компаниях отмечают, что затраты быстро окупаются. Хватает и других преимуществ. Например, комиссия за эквайринг может быть меньше платы банкам за инкассацию наличных средств. А если представить, что покупатели пользовались бы только картой, то предприятиям не нужно было приобретать аппараты по проверке фальшивых купюр. Ну и, конечно, при безналичной оплате у продавца не будет возможности обмануть покупателя – деньги поступают не в кассу, а сразу на счет.
После установки терминала на кассе, начинает расти выручка. Кто-то принципиально не носит с собой наличных, а кто-то зашел в магазин, но внезапно обнаружил, что забыл деньги дома. Эквайринг сегодня – конкурентное преимущество.
«Владельцы банковских карт склонны к дорогим покупкам. Здесь срабатывает психологический момент: отсчитывая наличные деньги, покупатель расстается как бы со своими кровными, а если опалатить картой, то вроде и не жалко. Это нужно учитывать и использовать в своей работе», – считает главный бухгалтер розничной сети Торгового дома «Карат» Ольга Зубарева.
Несмотря на очевидную выгоду эквайринга для бизнесменов, стопроцентного покрытия региона пока нет. Первая причина – связь. Для работы POS-терминала необходим интернет. А в глубинке он если и есть, то не всегда быстрый. Тем не менее, проблему интернета в районах чиновники совместно с операторами связи постепенно решают.
«Если поставить одну вышку, то идет покрытие довольно большой площади. И вопрос решается гораздо быстрее, чем люди думают. Это не такая статичная вещь, развитие идет», – говорит начальник областного управления по развитию потребительского рынка Владимир Зубов.
Подробнее о том, как развивается рынок безналичных платежей в нашем регионе – в новом выпуске программы «Прикладная экономика».