Манифест свободе личности во времена викторианской эпохи
Нора Хельмер – личность или кукла? По мнению домочадцев, ее задача – лишь создавать уют, развлекать всех, быть их «сокровищем». Но кто спросил хоть раз, чего хочет сама героиня всемирно известной пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом», вышедшей из-под пера норвежского драматурга в 1879 году? Произведение вызвало острые дебаты: не все приняли ибсеновскую критику традиционных отношений мужчины и женщины в браке викторианской эпохи. Эта пьеса вошла в сокровищницу мировой литературы. Драматург-новатор Ибсен считается отцом современной социальной психологической синтетической драмы, то есть он смело соединил трагедийный и комедийный жанры, включил дискуссию, выстроил аналитическую композицию и оставил открытый финал.
Пьеса Ибсена по сей день ставится на сценах во всех уголках земного шара. Мировая премьера состоялась в 1879 году в Королевском театре в Копенгагене. Первая постановка в России прошла в 1884 году в Александринском театре. Всеволод Мейерхольд ставил пьесу 8 раз. Его пятая «Нора» стала театральной легендой. Режиссер после необоснованного закрытия Театра РСФСР репетировал в промерзшем гимнастическом зале бывшей гимназии, не имея сценической площадки. Три дня репетиции, и «Нора» была показана на «захваченной» актерами площадке на Садово-Триумфальной улице.
Мейерхольд перевернул изнанкой сваленные в глубине сцены декорации, поломанные стулья, всё, что нашлось в карманах сцены, для организации игровых точек. Под дружный хохот зрительного зала исполнитель роли Хельмера с невозмутимым спокойствием произносил известную реплику: «А хорошо у нас здесь, Нора, уютно». Даже тогдашний адепт Мейерхольда – критик Владимир Блюм – не мог удержаться от вопроса: «Что эта постановка: пародия или шарлатанство?». Пятая мейерхольдовская «Нора» в чем-то была и пародией, а больше авантюрой. Спектакль назывался «Трагедия о Норе Хельмер, или О том, как женщина из буржуазной семьи предпочла независимость и труд», а играла эту ультрареволюционную женщину Бронислава Рутковская – роскошная дива эпохи модерна.
Отрывки из пьесы прочли участники театральной студии «Лик» белгородского Центра досуга вместе с радиоведущей «Мира Белогорья» Татьяной Лот.