Чем пиар отличается от рекламы
Подкаст «Без лишних слов» мы вовсе не пиарим, но очень рекомендуем — здесь радиоведущая Юлия Буряк «препарирует» иностранные словечки, которые сегодня нельзя не знать, но при этом спокойно можно не использовать. Кстати, это же касается и уже упомянутого «пиарить».
Глагол «пиарить» образован от существительного «пиар», а вот последнее — звуковая транскрипция английской аббревиатуры PR (public relations — «связи/отношения с общественностью»). Напомним, транскрипция — это графическая запись звучания слова. Вот произносим мы две английские буквы — PR, так и записали — [пиар]. Притом единым словом записали, никак не обозначив, что ранее — в чужом языке — это был акроним (сокращение по первым буквам двух разных слов). В таком виде иностранизмы и прижились, попав даже в русские словари.
Открываем, например, большой толковый под редакцией Кузнецова и читаем: пиар — практика создания и внедрения в сознание людей привлекательного образа чего-то или кого-то. Ничего не напоминает? Ведь похоже на определение рекламы. Для чего нам рекламируют товары? Чтобы представить их в лучшем свете, сделать привлекательными, и чтобы в итоге среди множества подобных мы выбрали именно их! Значит, пиарить и рекламировать — одно и то же?
Специалисты в этих тонких делах говорят следующее: да, и пиар, и реклама являются инструментами продвижения (товаров, услуг, людей), да, оба призваны управлять мнениями, НО! Реклама, рассказывая о главных преимуществах объекта, решает задачу быстро привлечь клиента и побудить его к покупке. А с помощью пиара долго создается общий положительный образ чего-то или кого-то, чтобы потребители прониклись доверием, теплым отношением и... в конечном итоге, опять же, пришли и приобрели. Только уже как бы по собственному, а не навязанному желанию.
Для примера представим, что нам хотят продать некий йогурт. Ну, пусть будет «БиоПольза». Вот реклама: по телевизору вы видите ролик о том, сколько в нем бифидобактерий и как это всё полезно для пищеварения, а в супермаркете и вовсе обнаруживаете отличное предложение — три бутылочки по цене двух! Покупаете. А вот пиар: случайно в журнале читаете публикацию о том, что компания, производящая йогурты «БиоПольза», организует благотворительную акцию: часть средств от продажи кисломолочных напитков будет направлена на помощь больным детям. Сразу думаете: «Вот же молодцы! А чего бы и мне не поучаствовать!». Идете и... приобретаете. Ну и впредь остаетесь хорошего мнения о «БиоПользе». Такие вот разные способы достижения одной цели.
Забавно, что существует и так называемый черный пиар. Этот термин российского происхождения и появился в конце 80-х — начале 90-х прошлого века. Им называют действия, направленные на формирование крайне негативного общественного мнения о ком-то или чем-то. Распространение ложных сведений, компромата... Всё лишь бы насолить недругу или конкуренту.
Итак, подытожим: пиар, по-русски говоря, — «создание положительного образа/мнения», «скрытая реклама». Пиарить — «продвигать»; пиариться — «заявлять о себе», «заниматься саморекламой»; пиарщик — «специалист по продвижению на рынке».