Пока шли гастроли, заведение прошло проверку контролирующих органов – прокуратуры и ветнадзора. Руководство дельфинария оштрафовали и предписали устранить нарушения.
«По результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, требования ветеринарного, правил противопожарного режима. Отсутствовал журнал ведения отходов, а также было установлено, что одно из ветеринарных свидетельств на корм дельфинов просрочено. И также тепловая пушка была размещена не по нормативу. Резюмируя изложенное, полагаю, что указанные нарушения не являются существенными и не могут повлечь закрытие указанного учреждения», – рассказал старший помощник прокурора Белгородского района Константин Скоробогатов.
Если дельфинарии все же закроют, куда девать животных? Умных, уязвимых и привыкших к общению с человеком, кормящихся из его рук, неприспособленных к жизни в дикой природе. За ответами мы обратились к экспертам.
Старший тренер стационарного Лазаревского дельфинария Татьяна Ибрагимова 24 года воспитывает млекопитающих, которые никогда не видели моря. Выпускать таких зверей в дикую природу нельзя, уверена она.
«Это будет так же, как россиянина поместить в пустыню в Занзибаре к какому-то племени. И он должен будет адаптироваться, находить язык, принимать пищу, которой он абсолютно не знает», – считает старший тренер стационарного Лазаревского дельфинария Татьяна Ибрагимова.
Кроме того, дельфины очень любят людей и сильно к ним эмоционально привязываются. Животные, которые родились в неволе, будут испытывать в дикой природе дискомфорт.
Есть специалисты, которые берутся за адаптацию дельфинов, рожденных в неволе, к естественной среде обитания. Экологический центр спасения дельфинов «Дельфа» на Черноморском побережье первым в России решился организовать реабилитационные курсы не только для диких животных – раненых, попавших в сети или пойманных браконьерами, – но и для тех, кто был рожден в неволе. Сейчас центр только собирает средства на строительство вольера в акватории сочинского порта «Имеретинский», опираясь все больше на благотворительные взносы.
Директор центра спасения дельфинов «Дельфа» Татьяна Белей рассказала, что в среднем на реабилитацию уходит около двух месяцев: все зависит от того, сколько дельфин провел в неволе и его индивидуальных особенностей.
«Процесс реабилитации на это и рассчитан – чтобы дельфин не нуждался в человеке... Нужно минимизировать общение с человеком. Есть свои методы, с помощью которых дельфин отвыкает от человека и не нуждается в нем», – пояснила директор центра спасения дельфинов «Дельфа» Татьяна Белей.
Дельфины нередко размножаются в неволе. Опыта реабилитации таких животных в России пока нет, только диких. Центр реабилитации дельфинов в процессе строительства. Источник средств – краудфандинг. Гарантий, что животные безболезненно сольются с природой, никто не дает.
Одним из вариантов решения проблемы является поэтапное ужесточение законодательства в требованиях к содержанию дельфинов. С 1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». В статье 27 прописано, что зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии и океанариумы, в том числе передвижные, обязаны до 2022 года получить лицензию. Эта мера должна отсеять недобросовестных предпринимателей. У центров реабилитации будет время подготовиться, а у законодателей – время продумать следующий шаг, чтобы исключить любые негуманные способы использования животных.
Фото на превью: «Мир Белогорья»