Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+


Николай Анощенко: журналист, авиатор, разведчик

Николай Анощенко: журналист, авиатор, разведчик

В 2014 году белгородцы отмечали 120-летие со дня рождения своего прославленного земляка Николая Анощенко. Как и многие гении, он смог проявить себя с самых разных сторон. Кому-то известен Анощенко-кинематографист, кому-то – Анощенко-авиатор, кому-то – изобретатель…

Н. Д. Анощенко – оператор киностудии «Востоккино» во время съемок фильма «На границе Азии». Башкирия, 1930 г.

На самом деле профессиональную принадлежность Николая Анощенко определить действительно сложно. Например, он – авиатор: в 1910 году на первых в России соревнованиях летающих планеров стал призером и получил награду из рук профессора Жуковского. Кроме того, наш земляк является изобретателем мягкого чехла для парашюта. Он первым прыгнул с парашютом с высоты 720 метров с привязанного аэростата. Также Николай Анощенко является изобретателем спектральных фильтров, необходимых для съемки цветного кино, стоял у истоков организации ДОСААФ, работал завотделом журнала «Кино, театр и жизнь», преподавателем ВГИКа, консультантом отдела научных киносъемок наркомпроса… Перечислять можно бесконечно.

Николай Анощенко – журналист

Николай Анощенко происходил из дворянской семьи, но на его материальном положении это никак не сказывалось и зарабатывать на жизнь ему пришлось уже в юности. Летом 1912 года, когда Николай Анощенко входил в один из спортивных кружков, он прошел пешком вдоль железной дороги от Москвы до Севастополя. Полторы тысячи километров он преодолел за 28 дней. Для сравнения: поручик Дыбовский, летевший на аэроплане в обратном направлении, проделал этот же путь за 30 дней.

«Отцу пришлось с самых ранних лет зарабатывать на жизнь. Можно было работать журналистом, и он сотрудничал с журналом «К спорту!»: составлял обзоры перелетов – его интересовала авиационная тематика. Пешочком прошелся из Москвы в Севастополь быстрее самолета, – пишет сын Николая Дмитриевича Николай Николаевич Анощенко. – Вместе со своим соучеником по гимназии князем Трубецким они вдвоем вышли, но ходить много не умели – до Тулы дошли, набили мозоли. Отец решил дальше идти, а князь сказал: «Да ну тебя к черту!» – сел на поезд и вернулся в Москву. И дальше отец шел один. А поручик Дыбовский, который летел из Севастополя, то взлетит, то сломается, и летел 30 дней».

А история идеи этого путешествия такая: на первых соревнованиях комнатных моделей планеров в Москве, где восемнадцатилетний Николай занял второе место, он познакомился с очаровательной Нелли Чесма – первой русской девушкой-моделисткой. После знакомства она уехала отдыхать в Крым и позвала Анощенко с собой. Он ответил: «Приду», – и пошел. Причем пошел не просто так, а заключил с журналом, где работал в то время, договор о публикации путевых заметок. И этот поход помог городским читателям узнать «другую» Россию – деревенскую.

В каждом городе, куда приходил путешественник, его ждал денежный перевод за прошлую публикацию. Но так случилось, что придя в родной Белгород, Николай денег не обнаружил. Пришлось выкручиваться: он зашел в фотоателье, сфотографировался в своем походном облачении, напечатал 50 карточек, подписал их «Николай Анощенко. Путешественник. Москва» и продавал их на улице.

После этого была работа в журналах «Аэромобильная жизнь», «Кино, театр и жизнь», книги «Что такое воздушный флот», «Свободные аэростаты», «Что такое планеры и зачем они нужны», «Первыми в мире», «Война в воздухе», монография «Основы современной кинотехники», учебник «Основы кинематографии». Всего не перечислить. Кстати, в анкетах, которые частенько приходилось заполнять Анощенко, в графе «Профессия» он в первую очередь указывал «Журналист».

Николай Анощенко – авиатор

«Отец был романтиком, но романтиком в каком плане? Он сам говорил, что ХХ век начался с авиации и кино. Вот и у меня, говорил отец, авиация, кино и все», – вспоминает сын Николая Дмитриевича.

Более того, выдающийся авиаконтструктор Александр Яковлев получил летную путевку в жизнь из рук Николая Анощенко: «Яковлев занимался планеризмом и обратился к руководству за помощью. А там сказали, что ему нужно к летчику Анощенко, – пишет Анощенко-младший. – Отец тогда был помощником начальника по воздухоплаванию армии республики и строил свой планер, про который Яковлев писал, что тот был простой конструкции. А отец говорил, что пытался сделать самый простой планер, который только можно сделать в любых условиях – чтобы ребята летали. Они вместе здесь доводили этот планер, потом в Коктебель поехали на соревнования».

Николай Анощенко – разведчик

В Первом мировой войне Николай Анощенко участвовал добровольцем – вольноопределяющимся второго разряда с правами охотника. В течение двух лет он вырос до командира отряда. Имеет шесть боевых наград, в числе которых – орден святого Георгия. В 1916 году окончил Высшую военную воздухоплавательную школу в Петрограде, после чего командовал пятым армейским воздухоплавательным отрядом на Северном фронте. Его талант был по достоинству оценен большевиками. В годы Гражданской войны именно Николай Анощенко организовал первые воздухоотряды Красной армии.

Чтобы создавать учебные пособия, Анощенко научился работать с киносъемочной техникой. Он так увлекся этим занятием, что всю последующую жизнь посвятил кинематографии. В 1925 году нашего героя отправляют в Германию для изучения кинодела. Эта командировка не только позволила будущему профессору кафедры операторского мастерства написать книгу, но и спасла жизнь во время сталинских репрессий. «Я отца спрашивал про то, что вот он занимал высокие посты, общался с Троцким по военным делам... А он отвечал, что его в 37-м взяли, привезли на Лубянку и обвинили в том, что он немецкий шпион. Пришлось говорить, что он не немецкий шпион, а наш, советский шпион», – пишет Анощенко-младший. После двух дней в застенках ГПУ арестованного отпустили на свободу.

Между тем шпионом Николай Дмитриевич действительно был. Точнее, не шпионом, а разведчиком. Перед своей поездкой в Германию он спросил, будет ли властям интересно что-то по кинематографической линии. В одном из наркоматов заинтересовались новым цехом заводом Agfa. Анощенко удалось проникнуть на завод в составе делегации и, взобравшись на огромную трубу, сделать нужные фотографии. Эти фотографии и спасли ему жизнь в кровавом 37-м.

Сталинские репрессии, к счастью, миновали талантливого белгородца. Николай Анощенко умер в 1974 году на 81-м году своей жизни. За это время он стал режиссером девяти и оператором одиннадцати художественных и документальных фильмов, создал ряд учебных пособий по кинематографии и авиации, вписав свое имя золотыми буквами не только как летчик и воздухоплаватель или кинорежиссер и сценарист, но и как педагог.

 

Фото: архив Белгородского государственного литературного музея