Для росписи храмов новой обители и обучения крестьян иконописному ремеслу граф Шереметев пригласил в монастырь петербуржского мастера и живописца Игнатьева. С этого момента борисовская иконопись стремительно развивается и получает широкую известность даже за пределами губернии. В начале ХХ века здесь открывается иконописная мастерская, где создавались, в основном, два вида икон: личкун (изображение лика и рук святого) и красочные (изображение святого целиком). При этом личкуны делались небрежно и массово, в то время как красочные были настоящим произведением искусства и подразумевали тонкую, кропотливую работу. Увидеть монастырские борисовские иконы вы можете в нашем виртуальном туре по храму великомученика и целителя Пантелеимона.
Писались борисовские иконы, в основном, маслом, реже – темперой и с использованием золота. Борисовские иконописцы выработали особый, уникальный стиль. Образ, изображенный на иконе, был очень простым, практически детским, рисовались большие руки, а облик Богоматери часто представлялся как «деревенский». Борисовская икона считается уникальной также благодаря своему оформлению, которым занимались монахини монастыря. Они одевали иконы в ризы, украшали фольгой, стеклярусом. Это была очень тонкая и, действительно, уникальная работа, ведь на тот момент не было никаких особых приспособлений для этого. Так, специалисты утверждают, что если вы видите подобное обрамление из фольги – около 90% вероятности того, что перед вами именно борисовская икона.
В 1923 году монастырь был упразднен, храм закрыли, многие здания на территории обители разрушили. Большинство икон забрали и сохранили местные жители. И вот уже спустя почти столетие их снова возвращают в уже обновленный Тихвинский женский монастырь. Об истории создания, разрушения и возрождения обители вы можете узнать в новом выпуске программы Светланы Немыкиной и Алексея Зимина «Места знать надо».