В течение пяти дней жители областного центра смогли увидеть более 20 художественных и документальных фильмов, среди которых как полнометражные ленты, так и представители короткого метра. Мы сосредоточили свое внимание на художественных фильмах.
«Мы уже 20 лет ездим по городам России и стараемся показать зрителям те фильмы, которые, к сожалению, не будут иметь широкого проката – бюджет не позволяет это сделать. Но фильмы очень хорошие», – рассказал директор Гильдии кинорежиссеров России, продюсер фестиваля «Сталкер» Игорь Степанов.
О чем они и зачем, комментировали сами режиссеры и актеры, специально приехавшие на встречу с белгородскими зрителями. Сначала вопросов было больше, чем ответов, но, осмыслив сказанное и показанное, мы пришли к некоторым выводам и готовы ими поделиться.
Буквально отовсюду. Автором сценария будущего успешного фильма может стать выпускник ВГИКа: сценарий к фильму «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в Дом инвалидов» был дипломной работой Алексея Бородачева.
Основой для фильма «Язычники» стала одноименная пьеса украинского драматурга Анны Яблонской. В январе 2011 года в возрасте 29 лет она погибла во время теракта в аэропорту Домодедово, прилетев на вручение приза от журнала «Искусство кино» за эту пьесу… Спектакль «Язычники» идет в московском ТЕАТР.DOC уже несколько лет.
«Эту пьесу мы поставили в 2012 году, она шла с большим успехом в течение пяти лет. Однажды на спектакль зашли режиссеры Александр и Владимир Котт, которые влюбились в эту пьесу и решили стать продюсерами… Мы до сих пор играем этот же спектакль в том же составе», – рассказал актер Дмитрий Уросов, сыгравший в пьесе и фильме роль Боцмана.
Кадр из фильма «Язычники» (2017). Режиссер – Валерия Суркова
Образы героев будущих кинолент часто приходят из реального окружения режиссеров. Например, главного героя фильма «Турецкое седло» режиссеру Юсупу Разыкову навеял отец его друга. Тот тоже был «топтуном» – агентом КГБ по наружному наблюдению. Авторское кино помогает нам увидеть жизнь тех людей, которые чаще всего неинтересны коммерческому кинематографу.
«История очень короткая, она вашу голову не обременит, главное иметь терпение и войти в этого человека, постараться оказаться внутри него, понять. Люди, которые брошены, пенсионеры, которые никому не нужны, они благодаря искусству могут получить некоторое развитие своей жизни», – рассказывает Юсуп Разыков на встрече с белгородскими зрителями.
А иногда образы и сюжеты подсказывает сама жизнь. Так произошло с молодым воронежским режиссером – выпускником ВГИКа Виталием Суслиным, который представил на фестивале свою картину «Голова. Два уха». История, которую он рассказал, произошла на самом деле, в том же самом селе Сторожевом Воронежской области, с тем же самым человеком.
25-летний Иван Лашин привык жить в небольшой деревне и ухаживать за коровами. Но однажды он получает шанс «выбиться в люди»: незнакомец предлагает ему работу в городе. Поначалу все идет хорошо: Ивана привозят в Воронеж, приводят его в порядок, покупают новую модную одежду, а потом… оформляют на него множество микрозаймов и кредитов. В итоге он остается один в большом чужом городе, без денег и знакомых, пробует найти работу, но все равно вынужден вернуться в родное село.
«Ценность этой картины – то, что судьба этого человека в кадре. Это его исповедь. Это с ним случилось», – говорит Виталий Суслин.
Съемки русского некоммерческого кино проводятся, как правило, в России. При этом в качестве локаций выбираются самые типичные города и места. Например, «Турецкое седло» снималось в Ярославле, где живет и работает Валерий Маслов, профессиональный актер и преподаватель Ярославского государственного театрального института, который сыграл главную роль «топтуна».
Кадр из фильма «Турецкое седло» (2017). Режиссер – Юсуп Разыков
Александр Хант решил снимать свой дебют в Твери и Тверской области. Изначально планировалось выбирать строго определенные места для съемок, без «неправильного фона», но потом режиссер решил, что это и есть наша жизнь, та среда, в которой живет большинство россиян, и отказался от строгой «редактуры декораций».
«Я первый раз в Белгороде, – рассказал Александр Хант. – Буквально сегодня (20 февраля – прим. ред.) прошелся в центре города. Мне кажется, что у вас очень интересный город. Первое впечатление: как-то всё благополучно. Мы снимали в Твери, и там совершенно другая картина».
История, описанная в фильме «Голова. Два уха», произошла в Воронежской области. Там ее и снимали: в родном селе главного героя Сторожевом и самом Воронеже. Ну а семья в картине «Язычники», испытывающая кризис веры, – одна из тысяч семей, которые можно встретить не только в Москве, где проводились съемки, но в и любом другом российском городе.
Чаще всего некоммерческое кино режиссеры снимают своими силами. Оно ведь так и называется – «некоммерческое»: продюсеры понимают, что ни о каких высоких кассовых сборах не может быть и речи. Такие фильмы практически не попадают в прокат, потому что на это просто нет денег. Вот режиссерам и приходится вкладывать свои собственные деньги, искать спонсоров.
Фильм «Голова. Два уха» режиссер Виталий Суслин снимал своими силами. В монтаже ему очень помог Карен Шахназаров, чью мастерскую он окончил. То же самое можно сказать о «Язычниках». «Картина снималась очень трудно и долго, на нее совсем не было денег, – рассказывает Дмитрий Уросов. – Все работали бесплатно, потому что все очень любят это произведение и этого автора и друг друга».
Кстати, сам фестиваль «Сталкер», являясь некоммерческой организацией, имеет возможность показывать такие фильмы на региональных площадках за счет полученного гранта.
То же самое касается актеров. Они снимаются за минимальные гонорары, но чаще всего и вовсе бесплатно. Тем более если речь идет об известных актерах. Алексей Серебряков снимался бесплатно, Иван Лашин, актеры ТЕАТР.DOC тоже.
hant
DSC_0233.jpg
DSC_0240.jpg
DSC_0230.jpg
DSC_0285.jpg
DSC_0203.jpg
Режиссер Александр Хант отвечает на вопросы белгородцев
Есть множество способов. Для этого совсем необязательно вкладывать миллионы долларов и заставлять фильм пестрить высокотехнологичными спецэффектами. Эмоционально подключиться к происходящему на экране и заставить сопереживать могут звуки, цвета и даже неодушевленные предметы. Так, в «Турецком седле» главный герой влюбляется в девушку-соседку, каждое утро слыша через стенку ее чудесное исполнение оперных партий. Эта музыка – как отдушина в жизни главного героя, она же подготавливает зрителей к неожиданной развязке и по сути сама является ею.
«Грибы», «Хаски», «Негатив», Антоха MC, «Пика» и другие рэп-исполнители стали смысловым фоном дебютной картины Александра Ханта. Эта музыка работает на раскрытие образа главного героя и того окружения, в котором он живет.
«Сначала везде были балалайки, – рассказывает Александр Хант. – Мне казалось, что я иду в сторону сказочной истории. У меня есть Иванушка-Дурачок, есть машина – Конек-Горбунок, есть отец – Спящая Красавица, есть Змей Горыныч… Я думал, что у меня получается сказка, и пытался оформить ее сказочной музыкой, но понял, что это не работает. Пробовал много разных вариантов и в итоге обратился к своему главному герою и решил разобраться: а что он слушает и что может играть у него в машине?»
Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в Дом инвалидов» (2017). Режиссер – Александр Хант
Помочь в идейном развитии сюжета может и цветовое решение фильма, что хорошо прослеживается в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в Дом инвалидов». Основные цвета – зеленый, красный, желтый. Город, который показан вначале, очень цветной, но когда герои отправляются в дорогу, цветов становится меньше.
На раскрытие идеи в фильме «Голова. Два уха» работают воронежские памятники. Монументы, которые встречает главный герой Иван Лашин, посвящены писателям, связанным с Воронежем: Кольцову, Никитину, Бунину, Мандельштаму. «Эти памятники для многих нас сейчас являются просто именами», – уверен режиссер Виталий Суслин. Что главный герой, выросший в деревне, не знает, кто это, простительно, но когда человек, выросший в Воронеже, не знает, кто такой Мандельштам, это странно и печально.
Чтобы обратить внимание на людей, которые нас окружают, чтобы показать, как мы на самом деле живем, чтобы стать лучше самим и помочь задуматься другим.
«В каждой настоящей картине художник, если он рисует полотно, он же исповедуется, как бы это ни звучало… – считает Виталий Суслин. – Иначе кино не надо снимать, иначе это попкорн Голливуда, однодневный, огромные деньги. И наши дети смотрят кино, едят попкорн и ничего не знают о нашей стране».
Из любого правила бывают исключения. И фильм Александра Ханта, который, хоть и немного артхаусно, но интересно рассказывает о нашей жизни, взял несколько призов престижных конкурсов и фестивалей. Но главное – он нравится многим зрителям, они хотят смотреть такое кино, потому что это про них, их проблемы и их жизнь. Некоммерческое кино повернуто не к супергероям, в сотый раз спасающим планету, а к обычным людям, которые живут вокруг нас и которыми мы сами являемся.
«Никто не снимает про людей, все хотят удивить, сделать что-то невероятное, а историю про обычного человека никто не расскажет. Потому что самое главное – это судьба человека», – уверен Виталий Суслин.
Кадр из фильма «Голова. Два уха» (2017). Режиссер – Виталий Суслин
Не плохо, просто близко к действительности. Неприлизанной, без декораций и спецэффектов. Мы же привыкли, что если супергерой одним ударом не сокрушил всех злодеев, значит всё плохо. Но в жизни так не бывает. И открытых финалов она подбрасывает нам гораздо больше, чем любой кинематограф. Даже в самом трагичном из показанных фильмов – «Турецком седле» – режиссер видит светлую развязку.
«Финал для меня полон оптимизма. Человек пришел к раскаянью, а раскаянье – это повод говорить о человеке с большой буквы», – говорит Юсуп Разыков.
Оптимистична концовка и в «Язычниках». Дочь, прыгнувшая с балкона, чудом идет на поправку, а ее родители наконец понимают, что в жизни самое ценное, как им жить дальше. И хотя в «Витьке Чесноке…» финал остался открытым, он дает самое главное – повод задуматься и надежду.
«Моя задача была привести главного героя к той точке выбора, – поясняет Александр Хант. – До этого момента перед ним не стояло сложных вопросов. Он знал, чего он хочет, и ради этого действовал. Ему нужно было получить квартиру и избавиться от отца. Более сложных вопросов у него в принципе не было. И после всей этой истории перед ним встали новые вопросы: куда он едет, зачем, где он вообще находится и что теперь ему делать. Для меня в этом и есть финал. Если он вернется за отцом, не значит, что он станет хорошим человеком. Если он не вернется за отцом, не значит, что он будет плохим человеком. В любом варианте он уже будет другим, и это для меня самое важное».
Фото: Евгения Здесенко