Как связаны Белгород, пожар и Екатерина II? И кто такой Алексей Квасов?
История, которая в итоге привела к тому, что именем Квасова в 2007-м назовут белгородскую улицу, началась в далеком 1766 году. Для нашего города тот год был не самым лучшим. Главная причина этого – крупный пожар. Из сохранившегося рапорта губернатора Василия Нарышкина можно понять, что урон был нанесен колоссальный:
«Сгорели три церкви, магистрат, кружечный двор, четыре питейных дома, 393 двора, 149 лавок, восемь амбаров и лавок соляных, семь караулен, харчевен – шесть, богаделен – шесть».
Белгород – крупный промышленный и культурный центр – был практически полностью уничтожен огнем. По распоряжению императрицы Екатерины II был составлен новый план его застройки. И выполнил эту работу известный зодчий имперской России Алексей Васильевич Квасов. До этого он успел прославиться своей работой по застройке Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери и других городов. Он считался одним из самых выдающихся зодчих того времени. Приложил руку Алексей Васильевич и к внешнему облику старого Белгорода.
Чтобы не повторять ошибок, архитектор Квасов при застройке велел располагать в центре города исключительно каменные здания. Деревянные постройки разрешалось возводить только на окраинах, но обязательно на каменном фундаменте.
Был у русского зодчего и свой стиль, созвучный той эпохе – эпохе классицизма. Планировка Квасова предполагала прямые и широкие улицы по образцу столичных, правильные геометрические формы, симметричные композиции. Кстати, прослеживается такая планировка и сегодня в центральной части Белгорода – по улицам, окружающим Соборную площадь.
Спустя более чем два столетия память о выдающемся зодчем Алексее Квасове увековечат, назвав его именем улицу в жилом микрорайоне Белгорода. Добраться до нее можно, свернув с оживленной Магистральной в сторону улицы Молодежной. Сегодня она – часть большого спального района, застроенного многоэтажками и таунхаусами.