Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

На одном дыхании. Фестиваль «Наш кислород 2.0»

На одном дыхании. Фестиваль «Наш кислород 2.0»

 сцена из спектакля Anthropogen. Modernity театрального центра «Никитский» (Воронеж)

«Вдох – выдох, и мы опять играем…». Они действительно играют, как дышат. Перевоплощаются, размышляют, обсуждают, решаются, действуют, сожалеют, но никогда не врут. Они – это участники международного фестиваля современного театра «Наш кислород 2.0», который проходил в Белгороде 13-14 мая в центре народного творчества.

Организаторы – белгородский театр «Новая сцена-2» – постарались на славу и из более чем 35 заявок отобрали лучшие и при этом очень разные спектакли. География участников существенно расширилась: помимо харьковского «DIY-театра» и нетеатра драмы и комедии из Нижнего Новгорода, которые выступали на фестивале в прошлом году, в этот раз белгородцы смогли увидеть коллективы из Москвы, Тюмени, Астрахани, Воронежа, а также белорусского Бреста.

«Мы выбрали театры, которые приближены к нашей волне, которые занимаются современной драматургией, и позвали коллективы из разных городов из стран, те, которые подходят под наш формат», – пояснила организатор, режиссер театра «Новая сцена-2» Оксана Погребняк.

Сам фестиваль проходил по основным законам драматургии: имел место и время действия: пролог в необычной форме неоткрытия; определенный набор действующих лиц – отобранные театры, а также оргкомитет, жюри и гости; два действия – два дня фестиваля. Ну и, конечно, какая пьеса без кульминации и развязки, которыми стало объявление победителей в номинациях и лауреатов в рамках незакрытия.

Конкурсную программу открыла постановка творческого объединения «DIY-театр» (Харьков, Украина), который представил спектакль «Как дети» по пьесе Ясмины Реза «Бог резни». Родители подравшихся школьников пытаются цивилизованно выяснить отношения: их мальчики подрались, и один выбил другому два зуба. Поначалу интеллигентная беседа постепенно перерастает в словесную перепалку: они спорят и кричат, доказывают и пытаются переубедить, пытаются уйти и не могут не остаться, нападают и прячутся, словом, ведут себя, как дети. Правда, ближе к финалу в словах все чаще проскакивают нотки грусти и неподдельного разочарования: браком вообще, супругом в частности и даже самой жизнью…

«Да всем плевать, что творится вокруг, но все надеются на личное счастье, – говорит одна из героинь пьесы Аннет. – На счастье, которое уж точно не обойдет их стороной. Но чудес не бывает. И выходит так, что одни просто пашут, как лошади, это их крест, другие одуряют себя чем попало, чтобы не замечать, как уходит время … как тают их шансы стать счастливыми…»

Все это подчеркивается яркими красочными декорациями, как будто ты попал в детскую комнату. Именно такое решение сценического пространства сделало харьковский коллектив победителем фестиваля в номинации «За художественное оформление спектакля».

Московский «Театрик на Вековой» попытался переосмыслить и показать еще более трагическую историю. Как пояснила режиссер Алла Решетникова, это учебный театр, спектакли которого студенты в качестве учебного пособия делают со своими педагогами в профессиональном колледже.

«Самая главная задача, которая ставилась, – это не напридумывать эдакие особые формы, а попытаться объяснить детям, рассказать, а в театре все объясняется не на умозрительном уровне, а через ноги, что можно на пустом пространстве при отсутствии финансовых средств, костюмов придумывать некие истории, которые становятся интересны людям. Какие-то спектакли, перерастая учебную работу, наглеют и начинают самостоятельную жизнь, как например, этот», – рассказала режиссер Алла Решетникова.

Взяв за основу рассказ современного прозаика Виктории Токаревой «Центр памяти», артисты – совсем юные девушки – смогли рассказать очень взрослую, грустную, но вместе с тем светлую историю Варвары Тимофеевны, которой, чтобы прекратить «индивидуальное землетрясение» и последующее разрушение своей квартиры, пришлось замаливать грехи прошлых лет. А точнее, один, но очень серьезный грех: когда-то она увела из семьи Сережу, который оставил жену Соню и малолетнего сына. Прожить с Сережей долгую жизнь Варваре не довелось: он погиб, заживо сгорев в танке в 1942-м году… Но прошло уже столько лет, что женщинам просто нечего делить, и Соня прощает обидчицу. «Старость смолоду готовить надо. А потом поздно будет», – резюмирует Варвара.

В театре так и бывает: юные девушки перевоплощаются в умудренных годами матрон, да и вообще иногда главная по смыслу роль отводится отнюдь не человеку, а некоему артефакту. Как, например, в спектакле «Велосипед» по пьесе Марии Жученко, который представил открытый студийный театр (О. С. Т.) из Екатеринбурга. Название постановки говорит само за себя.

Велосипед, хотя большую часть пьесы и стоит неподвижно в центре сцены, является полноправным действующим лицом: в программке даже специально прописано, что это велосипед марки «Урал» 111-621. Его цепь, соскакивая через каждые 5 минут, мешает Ему и Ей вырваться из той дыры, где они живут, убежать от постоянного дождя, от деда, который постоянно приходит не вовремя и докучает своими разговорами. Но когда они наконец решают сделать в эту новую жизнь первый шаг, которым стал поход на концерт в филармонию, то обнаруживают на месте дома руины. Дед уезжает на велосипеде, дом разрушается, но из обломков старой жизни они пытаются сложить будущее счастье. Счастье, которое рядом, нужно только уметь его разглядеть.

От вечных вопросов к куда более насущным проблемам внимание зрителей переместил астраханский общедоступный театр «Периферия», представив пьесу с названием в виде модного неологизма «Френдзона» по одноименной пьесе Олжаса Жанайдарова. Это история о современных подростках, любовном треугольнике, а точнее, даже двух.

Когда в классе появляется новенький – Сергей, Даша бросает ради него давнего бойфренда Кирилла, которому невыносимо это расставание. Теперь он во френдзоне. Впрочем, как и Оля, влюбленная в Кирилла, но всегда воспринимаемая как приятельница. В течение полутора часов они ссорятся и мирятся, выясняют отношения и дерутся, совершают подлость и прощают… Судя по реакции зрителей, которые долго не отпускали артистов, спектакль «Френдзона» – отличный пример того, что театр – это про и для подростков тоже.

Современный театр – это всегда эксперимент. Кто-то экспериментирует с содержанием, кто-то с формой, кто-то – с декорациями, кто-то – с самими зрителями. Именно так поступили еще одни зарубежные участники фестиваля «Наш кислород 2.0»: представляя документальный спектакль «Билингвы. Брест», актерская компания «Напротив» не только заставила разместить всех зрителей на сцене, но и посадила их в круг, сделав всех полноценными участниками монолога о языке, национальной идентичности и самоидентификации. Здесь уже на развитие действия работали не столько декорации (их был минимум: два табурета, булыжник и горсть камешков), сколько тот внутренний отклик, который нашли во всех нас вопросы, заданные размышляющим.

А еще театр – это не всегда каноны. Современный так уж точно. Он, наоборот, предполагает поиск новых форм и неожиданных решений, построен на контрастах. Совершенно необычную постановку – двойной моноспектакль режиссера Евгения Балтина «Дочка» по одноименному рассказу Захара Прилепина и пьесе Екатерины Гуземы «Вся правда о моем отце» – представил московский театр «СТУДИЯ.project». Сначала Он ведет эмоциональный рассказ о своих отношениях с любимой, к которой относится с особой нежностью, как к дочке, затем Она отстраненно и флегматично передает историю своего детства и нелюбви отца. Все это сопровождается видеоперфомансом в режиме реального времени, который творится здесь же, на сцене. При крайней мобильности и минимуме декораций максимум погружения и эмоционального отклика.

* * *

Фестиваль «Наш кислород 2.0» стал глотком свежего воздуха для всех, кто принимает и любит современный театр. А для тех, кому творческий язык современных драматургов и режиссеров не совсем понятен, позволил увидеть совершенно разные примеры воплощения простых и не очень историй, существенно расширив рамки восприятия. Поиск новых форм, сюжетов, смыслов продолжается. Какими они будут, покажет фестиваль «Наш кислород» уже в следующем году.

Фото: Елена Зачепа