Фото: кадр из фильма «Охрана» (2015). Режиссер – Александр Прошкин
Мало кто сегодня снимает фильмы о русской провинции, а если и снимает, то на выходе мы видим идиллическую и совершенно оторванную от жизни картинку про небольшой городок или деревню, где люди так, как показано, никогда не жили. А между тем сюжетов для хорошего кино в неблагополучных провинциях в России гораздо больше, нежели в крупных городах. Подобная история легла в основу фильма «Охрана» Александра Прошкина, который открыл региональную площадку фестиваля «Сталкер».
«В американском кино есть великие режиссеры, замечательные авторские фильмы, которых вы не видите, тонкие, сложные, а есть дорогостоящий развлекательный поток, который рассчитан на третий мир и к которому мы теперь принадлежим. Мы являемся теперь свалкой такого рода кино. В России гонка за Америкой бессмысленна. У нас другая литература, другая ментальность. Мы больше о человеке, о душе», – считает Александр Прошкин.
Режиссер принципиально выбрал на главную роль не столичную артистку, а актрису театра из глубинки. В данном случае сыктывкарского. И со своей задачей Мария Коровина отлично справилась: «Девушка очень способная и естественная. Это ее жизнь, она ее понимает и знает. Она не врет ни одной секунды», – отмечает режиссер.
«Охрана» – это история о совсем молодых девушках, которые живут в провинциальном городке и работают в охране разоряющегося металлургического завода. Они молоды и хотят любви. Но «некого любить, никого нет. Или спились, или разбрелись по стране в поисках работы их потенциальные мужья и любимые».
Главная героиня – 26-летняя рыжеволосая Клавдия. Она живет с отчимом-инвалидом (Виктор Сухоруков), о замужестве уже и не мечтает, но надежд родить ребенка все же не оставляет. Случайно в ее жизни появляется Виталий (Антон Шагин), которого она сначала хочет посадить за воровство, а потом спасает. Все достаточно иронично, смешно и очень трогательно.
«Мне кажется, что нашему кино нужно больше внимания обращать на жизнь нормальных простых людей. Как было в советском кинематографе. Там было много всякого барахла, но были изумительные великие картины. Вот эта человеческая нота почти исчезла», – считает режиссер.
Картина вызывает легкое ощущение окрыленности, поражает красотой российской глубинки и подлинностью чувств тех, кто живет далеко от столиц. Фильм позволяет еще раз убедиться, что наша страна по-прежнему полна талантливыми актерами, причем во всех поколениях – разбег от Виктора Сухорукова до Антона Шагина и Марии Коровиной.
«Мне кажется, что смысл искусства заключается в том, чтобы подсказывать человеку какой-то нравственный выход. И когда он примеряет это на свою судьбу, с ним что-то происходит. Кино не может нашу жизнь изменить, но оно в какой-то степени может изменить каждого из нас», – говорит Александр Прошкин.
Фото: кадр из фильма «Летящие по ветру листья» (2013). Режиссер – Валерий Харченко
«О войне или правду, или ничего», – считает кинорежиссер Валерий Харченко. В 2013 году он снял мини-сериал «Вагончик мой дальний» по одноименной повести Анатолия Приставкина, а позднее сделал на его основе двухчасовой фильм «Летящие по ветру листья». Эта картина была показана в Белгороде в рамках второго дня работы региональной площадки «Сталкера».
«Фильм очень тяжелый, так что будьте готовы, что это не развлекуха», – заранее предупреждает зрителей режиссер.
Большинство актеров, занятых в фильме, снимались впервые. Это студенты театральных вузов, просто студенты, школьники. В одном из эпизодов можно увидеть известную советскую актрису Наталью Фатееву («Три плюс два», «Место встречи изменить нельзя» и др.). Кстати, за эту роль она получила «Нику».
«Хотя фильм о молодежи, когда вы посмотрите картину, вы поймете, что молодежи, к сожалению, по разным причинам многие вещи непонятны. Речь идет о 44-м годе; окончание Второй мировой войны. Действие происходит в Сибири», – говорит перед началом сеанса Валерий Харченко.
На станцию поступает вагон с грузом. По накладной это малолетние преступники, а по факту – стайка неугодных детдомовцев, которым директор интерната за насмешки решил отомстить. Вместо Москвы, куда ребята должны вернуться в свой родной интернат, оставленный из-за боевых действий, группа мальчишек и девчонок отправляется вглубь Сибири, «с глаз долой». И начинается история их мытарств и скитаний. Кого-то застрелят при попытке к бегству, кого-то изнасилуют офицеры сопровождения, кто-то сойдет с ума, кто-то смирится со своей участью, а кто-то – нет. Несмотря ни что, это фильм о любви двух подростков. Той самой любви, которая заставляет нас выживать в любых условиях и во что бы то ни стало защищать своих возлюбленных.
Никаких спецэффектов, большая часть действия фильма происходит в темноте – но от экрана не оторваться. Секрет прост: это живые человеческие истории, полные тяжелейших испытаний сýдьбы в условиях, когда немец оказывается человечней советского солдата.
Картина дает сильнейшую встряску. Вместе с героями заставляет переживать широкий диапазон эмоций: от ненависти, ощущения глобальной несправедливости и тотального бессилия до всепобеждающей любви и искреннего прощения.
«Я рад, что вы досмотрели до конца. В это время я посмотрел в соседнем зале половину фильма «Логан». Там было человек 10-12. Четверо ушло. Я подумал, что если у меня уйдет четверо, можно сравниться с «Логаном», – делится Валерий Харченко.
Фото: кадр из фильма «Птица» (2017). Режиссер – Ксения Баскакова
Чтобы снять свой дебютный фильм, молодому режиссеру Ксении Баскаковой пришлось долго уговаривать инвесторов, случайно затопить пять этажей самого дорогого бизнес-центра в Санкт-Петербурге и сделать Гарика Сукачева ангелом с большими белыми крыльями. Но это того стоило. Комедию «Птица», которая выйдет в прокат 18 мая, белгородцы смогли увидеть уже вчера, в день закрытия региональной площадки «Сталкера».
«Это человеческое, доброе кино, мейнстрим. Мы хотели сделать такой фильм, чтобы зрители вышли с легким приятным чувством, каким-то светом и, главное, надеждой, что какие бы ни были перед нами препятствия, всегда есть выход и их можно преодолеть… Мы очень старались», – рассказывает Ксения Баскакова.
Бюджет картины был крайне ограничен, а значит, режиссеру, чтобы снять качественное кино, приходилось выкручиваться изо всех сил. Ксения договорилась провести один съемочный день в самом дорогом бизнес-центре Санкт-Петербурга – его интерьер как нельзя подходил для некоторых сцен. Однако из-за слишком близко установленного к пожарной сигнализации осветительного прибора умная система подумала, что начался пожар. Чтобы его «потушить», за 40 минут в помещениях бизнес-центра вылилось 6 тонн воды. Итог: пять затопленных этажей. Именно такая картина предстала перед генеральным продюсером картины, который приехал навестить съемочную группу вместе с владельцем центра. Как бы там ни было, Ксении удалось найти выход из ситуации, а нам – все-таки увидеть картину в первоначальной задумке режиссера.
Фильм «Птица» – это история дружбы известного рок-музыканта Олега Птицына и девочки-подростка Кати, с которой не может совладать даже собственная мать. Волею судьбы они оказываются в одной больнице, где лечатся от туберкулеза закрытой формы. Но если Катя уже давно понимает, что ей нет места в новой семье ее мамы, то Олегу только предстоит пройти через предательство близких и все потерять: голос, жену, группу, сцену и даже собственный дом.
Постепенно эти два абсолютно разных человека настолько сплотились в своем горе, что стали неразлучны. На руинах прежней жизни они смогли создать новый, более прочный фундамент будущего. Оно у главных героев светлое: Катя становится продолжением творчества и голоса Олега и наконец обретает свою семью, Олег, избавившись от всех предателей, находит девушку Вику, которая увидела в нем прежде всего человека, а не богатую знаменитость. Хеппи-энд под зажигательный хит «Мумий Тролля» «Медведица».
«Птица» возвращает понимание того, что такое дружба, оставляет легкое послевкусие, за полтора часа вызывает десятки улыбок. А еще позволяет увидеть, что хорошее кино вполне можно снимать и за небольшие деньги. Главное, чтобы подход был правильный.
Фото на превью: кадр из фильма «Птица» Ксении Баскаковой