Фото: «Мир Белогорья»
Если раньше для секонд-хендов было большой удачей заполучить вещи известных марок среднего ценового диапазона, то сейчас это потеряло смысл – за последние два десятка лет в Белгороде открылось множество брендовых магазинов.
«Раньше это было в диковинку. Мы видели пустые прилавки, нищету, но при всем этом желание модно одеваться никто не отменял. Сейчас у нас нет разве что Zara и Marks & Spencer. Все остальные магазины у нас представлены», – рассказала владелица бывшего белгородского секонд-хенда, а сегодня просто «Магазина винтажных вещей» Екатерина.
Свой секонд-хенд она открыла в центре Белгорода семь лет назад и уже тогда, по ее мнению, чувствовался спад этого направления, а в закупках все чаще попадались вещи низкого качества.
«Сложность такой работы состоит в том, что это как игра в рулетку: ты или пан, или пропал. Если хороший товар, ты на коне. Но бывало и по-другому… Раньше это было качественно и доступно. Сейчас фирменных вещей практически нет, а все остальное стало гораздо худшего качества», – отмечает владелица «Магазина винтажных вещей».
Несколько лет назад предприниматель полностью поменяла ассортимент магазина. Теперь вместо подержанных вещей там продается дизайнерская одежда.
Сменила направление и Ева Орлова – в прошлом владелица секонд-хенда с типично белгородским названием «Тремпель», а теперь развивающая направление экстравагантной молодежной одежды. По словам Евы, за последние годы качество бывшего в употреблении товара сильно упало, а цены, наоборот, выросли. И если когда-то этот бизнес был выгодным, то теперь из-за роста курса валют подержанная одежда в закупке стоит, как новая категории масс-маркет.
На фоне снижения спроса на одежду секонд-хенд возрождение переживают комиссионные магазины. Причем они популярны у людей со средним достатком и выше.
«Многие люди даже с высоким доходом вещь покупают на один раз, поэтому комиссионки сейчас пользуются спросом. Тут такой парадокс: в комиссионках одеваются те, кто не воспринимают секонд. Комиссионные магазины сейчас на пике. Есть обычные комиссионки, есть вип. Есть, как у меня, шоу-румы», – говорит владелица комиссионного бутика Mix&Match Инна Муратова.
Такие комиссионные магазины позволяют не только найти недорогую и интересную вещь, но и заработать на продаже ненужной одежды. По словам Инны Муратовой, некоторые девушки могут купить платье, сфотографироваться в нем и сдать после этого в комиссионку. Выручить за такую вещь в комиссионке можно около четверти от стоимости.
«Если платье стоит 10 тыс. рублей, то 25 % от стоимости покупки. Грубо говоря, вы должны ее сдать за 2,5 тыс. рублей. К этому уже я делаю наценку от 10 % до 30 % в зависимости от состояния вещи и бренда», – поясняет Инна Муратова.
Средняя комиссия таких магазинов составляет около трети от стоимости проданной вещи и 3 % от стоимости непроданной – это, своего рода, плата за хранение товара. Однако долгопродающихся вещей в комиссионках не найти – опытные продавцы сразу отсеивают то, что не привлечет внимание потенциальных покупателей. Так, например, наименее популярным товаром являются мужские костюмы. При этом сайты вроде «Авито» владельцы комиссионок конкурентами не считают. Например, Инна Муратова уверяет, что может даже посоветовать клиенту сначала попробовать продать вещь через интернет.
«Иногда, когда вещь стоила очень дорого и ее хозяин с трудом с ней расстается, я сама советую, чтобы он продавал ее через «Авито». А уже если не получается, пусть приходит ко мне – по той цене, по которой мы принимаем», – говорит владелица комиссионного бутика Mix&Match.
В 2015 году на фоне кризиса секонд-хендам пророчили успех, но ренессанса не произошло. На смену подвальчикам из 90-х пришли комиссионки, позволяющие заработать и предпринимателям, и бывшим владельцам вещей. Правда, как показывает практика, такой бизнес – удел увлеченных людей, больших денег здесь ждать не стоит.
Фото на превью: «Мир Белогорья»