Фото: «Мир Белогорья»
По словам начальника отдела контроля в сфере связи регионального управления Роскомнадзора Дмитрия Попова, получить значительный штраф за открытый WiFi могут сейчас только операторы связи, однако в Белгородской области все они соблюдают закон.
«На данный момент точки доступа у нас организуют такие операторы, как NETBYNET, «Энфорта», ТТК, МТС, «Зеленая точка Белгород». Это точки доступа, организованные именно операторами связи, для которых предусмотрена административная ответственность. Все операторы осуществляют идентификацию пользователей сугубо по номеру мобильного телефона. Зачастую встречается незапароленный вайфай, но эти точки доступа организованы юридическими лицами или ИП, для которых ответственности не предусмотрено», – рассказывает Дмитрий Попов.
В будущем рассматривается введение штрафов и для предпринимателей, раздающих Интернет, например, заведениях общепита.
«На данный момент требований к идентификации именно к организациям, раздающим вайфай, но не являющимися операторами связи, в законодательстве РФ нет. Сейчас на согласовании находится законопроект, предусматривающий ответственность для юридических лиц, организующих доступ в интернет, не являющихся оператором связи. Штрафы пытаются лоббировать от 100 тыс. до 300 тыс. рублей», – отмечает представитель Роскомнадзора.
Пока же владельцы заведений с открытым Wi-Fi несут ответственность только за предоставление информации, приносящей вред здоровью и развитию детей.
«При проведении мониторинга часто сталкиваемся с ситуацией, когда в публичных местах владельцы кафе, гостиниц, кинотеатр организуют бесплатный доступ в интернет неограниченному кругу лиц без их идентификации. Тут велика вероятность нарушений, связанных с неприятием организатором средств защиты детей от информации, причиняющей вред здоровью и их развитию, за что предусмотрена административная ответственность», – подчеркивает Дмитрий Попов.
Несмотря на отсутствие штрафов, по мнению генерального директора белгородского оператора связи – компании «Региональные ТелеСистемы» Дмитрия Романенко, авторизовывать гостей при предоставлении им доступа в интернет разумно с точки зрения элементарной безопасности.
«Главное, почему им это имеет смысл делать – если с Wi-Fi-роутера выйдут в интернет и произведут незаконные действия: взломают сайт или еще что-то сделают, в первую очередь будут предъявлять претензии конкретному владельцу кафе. И ему нужно эту ответственность с себя снять. Это возможно в том случае, если есть данные, кто воспользовался интернетом в своих целях», – поясняет Дмитрий Романенко.
Также авторизация доступа позволяет ограничивать время интернет-сессии, чтобы, например, человек не завис в Сети, купив всего лишь чашку кофе.
«Есть владельцы кафе, которые не хотят предоставлять бесплатный доступ, потому что клиенты сидят долго, не тратят деньги, место занимается. Человекопоток не происходит. Этот сервис прекрасен тем, что можно ставить ограничения, то есть у человека не будет возможности воспользоваться интернетом больше, чем определенное время», – считает генеральный директор компании «Региональные ТелеСистемы».
Компании-поставщики софта по авторизации в публичных точках доступа параллельно предлагают бизнесу собирать и анализировать аналитику по клиентам
Фото: hot-wifi.ru
Сейчас в областном центре идентификацию пользователей через СМС запрашивают в единичных случаях. Одним из первых это начали делать в сети ресторанов быстрого питания Макдоналдс, внедряя подобную систему по всей стране. В Белгороде номер телефона, например, запрашивают при авторизации в ресторане «Лес и Лис». Подобное планируют реализовать в местной кофейне «Комод». Но есть и другие способы идентификации пользователей. Так, в белгородском ресторане «Башня» авторизация просиходит через социальные сети. При этом, по словам представителя Роскомнадзора, закон предусматривает только следующие способы авторизации: по паспортным данным, через СМС-сообщения и с помощью Единой системы идентификации и аутентификации – иными словами, через госуслуги.
«В законе представлена различные способы идентификации – как по номеру, по паспорту они не ограничены – любые способы, позволяющие достоверно установить личность абонента. Четких рамок по способу идентификации пользователя нет, основная цель – определение конечного пользователя. Каким образом будет достигнуто, не имеет значения», – говорит Дмитрий Попов.
По мнению Дмитрия Романенко из РТС, авторизация через СМС более удобна для пользователя, а другой способ – с помощью социальных сетей – позволяет заведению размещать свою рекламу.
«Мне кажется, авторизация через соцсети хуже, чем через телефон – тебя вынуждают на странице размещать информацию «Я в таком-то заведении…». Минус, когда ты авторизуешься через свой аккаунт в социальных сетях, – если два устройства (телефон и IPad), ты не сможешь зайти с двух устройств одновременно через один и тот же аккаунт в соцсетях. Если через телефон – регистрируется телефон через MAC-адрес», – поясняет Дмитрий Романенко.
Стоимость ежемесячной платы за услугу по авторизации доступа пользователей публичной зоны Wi-Fi начинается от 500 рублей в месяц и зависит от провайдера и размеров бизнеса клиента. Также придется дополнительно оплатить пакет СМС, который будет приходить пользователям при авторизации по номеру телефона. В среднем по России, годовое обслуживание составляет около 12 тыс. рублей, и хотя закон пока не предусматривает штрафы за отсутствие авторизации, эта сумма позволит обезопасить бизнес в случае использования Интернета в противозаконных целях.