В вейделевском селе Клименки молодежь часто собиралась на складки – так называли деревенские посиделки, в организацию которых участники вносили свой посильный вклад. Вспоминают жительницы села Клименки:
Такие посиделки обычно устраивались осенью и зимой. Традиции их проведения формировались годами, ведь другой возможности показать себя и подобрать себе пару у сельской молодежи практически не было.
Организаторами посиделок были девушки. Заранее пригласив парней из своего и соседних сел, снимали избу. Хозяева помещения не только помогали молодым селянкам в подготовке посиделок, но и следили за поведением молодых. До прихода гостей готовилось скромное угощение, а приглашенные парни приносили с собой гостинцы.
Пока все собирались, девушки пряли или вышивали. Стараясь понравиться молодым людям, они пели, шутили, меняли по нескольку раз наряды. В свою очередь, во время чаепития парни развлекали подруг разговорами и шутками. Также на таких посиделках играли в хороводные игры с шутливыми сценками из семейной жизни. В праздничный день складки продолжались до поздней ночи, а ближе к утру парни и девушки расходились по домам. Сезон таких встреч заканчивался к Рождеству.
Старожилы сел Белгородской области, рассказывая о развлечениях в молодости, вспоминают и о том, как водили танки. Танок – это старинный массово-обрядовый танец с песней и элементами игры, является видом хоровода. Жительницы грайворонской Казачьей Лисицы рассказывают:
В отличие от карагода, где внимание акцентировалось на солистах, которые задавали общий темп, выбивая ногами ритмический рисунок, танки в основном водили девушки. Взявшись за руки, участницы выстраивались в одну или несколько линий и с песнями проходили по сельским улицам. Как правило, исполнение танков было приурочено к праздничным датам народного календаря. Хороводы-танки сопровождались пением самих участников без музыкального сопровождения:
Каждый танок является уникальным и в подобном сочетании музыкального и хореографического материала нигде, кроме наших мест, как правило, не встречается.
В грайворонском селе Козинка раньше часто проводились досветки (или досвитки). В словаре Даля сказано, что это посиделки, на которые сходятся не с вечера, а вскоре после полуночи. Досветки и означают «сидеть до света». Свою историю они ведут от сборищ на Святки. В этот период работать было не принято, и молодежь собиралась пообщаться. Старожилы вспоминают:
Святочная традиция укрепилась, и собираться вместе селяне стали не только на праздники, но и в течение всего года. Возраст и состав участников изменялся в зависимости от местных традиций. Вот как проходили досветки в белгородском селе Ивановская Лисица:
Родители охотно опускали молодых людей на досветки. Во время таких посиделок парни и девушки общались со сверстниками и, как и на складках, высматривали будущую пару.
Старики говорят, что традиция устраивать посиделки существует и сейчас, только угощения к столу покупают в магазине, песни звучат из динамиков, а «складки» или же «досветки» заменили на новомодное «тусовка».
Фото: Иван Иванов