Фото: Иван Иванов
Согласно исследованиям рекрутинговых агентств, по мнению большинства российских работников, уровень заработной платы остается главным мотивирующими фактором для персонала. Тем не менее опытный руководитель знает, что увеличение оплаты труда способно заставить человека активно работать не дольше 3-4 месяцев, а затем персонал теряет стимул и ждет следующего повышения. Поэтому работодатели стараются найти методы мотивации, рассчитанные на долгосрочную перспективу. У представителей белгородского бизнес-сообщества на этот счет свое мнение.
Большинство предпринимателей считают, что самое важное – это определить интересы сотрудников. Если они совпадают с интересами компании – это уже залог успешного сотрудничества. Владелец сети магазинов «Цифромаркет» и основатель ряда ресторанов и фитнес-клубов Александр Щеглов уверен, что все зависит от руководителя – он должен быть открыт для диалога с подчиненными.
«Надо быть честным со своим коллективом, – уверен Александр Федорович. – Если ты откровенен, открыт, не увиливаешь от каких-то неприятных тем, то за тобой пойдут люди. Нужен лидер, который будет откровенно разговаривать с людьми об их росте, об их интересах. Я считаю, что если интересы компании совпадают с интересами коллективы, то эта компания может достигнуть чего угодно».
По мнению руководителя «Фабрики Информационных Технологий» Федора Жернового, важно постоянно держать связь с сотрудниками и спрашивать у них самих, чего им не хватает в работе.
«Мы проводили опрос сотрудников, и я узнал много нового. Людям не хватает коммуникации между отделами, не хватает человеческого отношения, многие не понимают, куда мы бежим, что мы делаем. Это моя недоработка: я прихожу и говорю короткими сложными фразами, исходя из того, что я 10 лет в этом живу. А человек приходит через месяц, и он вообще не понимает, как я пришел к этим умозаключениям. В этом ошибкам: чем больше я смогу объяснить и чем больше людей будут двигаться синхронно, тем быстрее мы будем бежать», – рассказал Федор Жерновой.
Управляющая сетью ресторанов «Фамильный дом вкуса» Марина Лазарева считает важным относиться к сотрудникам как к членам семьи.
«Соревновательный дух, человеческое отношение, развитие, обучение, профессиональный рост, погружение в профессиональную среду, чтобы сотрудник видел, насколько важна, престижна его работа. У нас компания небольшая, и мы все как семья», – отметила Марина Лазарева.
В свою очередь генеральный директор торгово-развлекательного комплекса «Сити Молл «Белгородский» Леонид Померанцев признается, что не знает, чем можно мотивировать людей к хорошей работе, кроме как хорошим отношением к ним.
«По-моему, это очень сложно сделать в наше время, – считает директор торгово-развлекательного комплекса «Сити Молл «Белгородский». – Это как в футболе: тогда играли за идею, за Советский Союз, а сейчас футболисты играют за деньги, но и за деньги тоже проваливаются. И я не знаю, чем мотивировать. Я думаю, что только человеческим отношением. Мотивирую тем, что общаюсь с людьми, те, кто со мной работают, хорошо ко мне относятся. Обычно работают долго, уходят у нас редко».
Немаловажно для руководителя способствовать развитию сотрудников. Так, по данным компании Headhunter, 45 % молодых специалистов назвали возможность повышения квалификации приоритетным при выборе работодателя. Однако здесь необходимо определиться, за что должна платить компания, а за что – сотрудник.
«Сначала люди не пойдут сами учиться, – рассказал руководитель сети белгородских стоматологических клиник «Стоматолог и Я» Игорь Прокудин. – Во-первых, это очень дорого, особенно в стоматологии. Поначалу мы полностью платили за тех, кто с нами долго работал. Мы оплачивали 100 %. Человек должен был понять сам, что эта учеба дала ему возможность получить больше клиентов и больше заработать. А теперь те, кто это понял, учатся за свои деньги».
В числе других способов мотивации могут быть проведение совещаний и летучек с вовлечением сотрудников, поздравления со знаменательными датами, участие в закрытых корпоративных мероприятиях, билеты на концерты и вечеринки, дополнительные дни к отпуску и многие другие вещи, которые не являются сильно затратными для работодателя, но очень важны для повышения лояльности работников.