Фото: «Мир Белогорья»
Основным фактором, снижающим книжный оборот, книготорговцы и издатели называют Интернет – почти любую популярную книгу можно скачать или купить в электронном виде. По словам владелицы белгородской книжной лавки «Коллекция» Натальи Шалагиновой, объемы продаж книг падают каждый год.
«Мы работаем 23 года. Если вспомнить те года и сейчас, многое изменилось. Если сравнить последние 2-3 года, объем продаж падает на 10 %. Конечно, виноват Интернет: с одной стороны, любую книгу можно скачать, а с другой – интернет-торговля», – рассказала Наталья Шалагинова.
Несмотря на то, что в Белгороде дела обстоят лучше, чем в среднем по России (в областном центре работает свыше 20 книжных магазинов, а также несколько букинистических лавок), доминируют на рынке федеральные сети и интернет-магазины, заставляя местных предпринимателей в прямом смысле сворачивать лавочки. Так, книжная лавка «Коллекция» сократила свои магазины с пяти до одного.
«Мы обсуждаем вопрос, нужна ли бумажная книга. Но есть еще и другая проблема – проблема книжных магазинов. Интернет-магазины нам очень портят торговлю», – отметила владелица белгородской книжной лавки «Коллекция».
Федеральные сети наоборот констатируют увеличение продаж: в этом году «Читай-город» открыл в областном центре еще два новых магазина. По словам генерального директора сети Михаила Иванцова, львиная доля новых отделений сети приходится именно на регионы, где книжная торговля развита слабо, а процент читающих людей выше, чем в столице.
В целом по данным прошлого года, динамика книжного рынка в стране действительно выросла на 5 %. Однако этот рост вызван в основном повышением цен. По данным «Читай-города», средний чек за последние два года увеличился на 10–15 % и достиг примерно 300 рублей за одну книгу. Связывают это подорожание с увеличением стоимости печати. По словам руководителя управления корпоративных продаж и маркетинга белгородской типографии «Константа» Павла Сепеева, цена книги напрямую зависит от стоимости бумаги.
«Книжная продукция подорожала, но не само ее производство – ручная сборка, а расход на материалы. С начала года стоимость бумаги у разных производителей выросла на 10-15 %, в связи с чем выросла и общая цена книги», – пояснил Павел Сепеев.
На фоне общего падения производства книг только два сегмента демонстрируют рост: сувенирная продукция и детские книги.
«В нашей типографии идет увеличение объема производства книг за счет выхода на новые регионы, – рассказал Павел Сепеев. – А так по России наблюдается снижение практически во всех отраслях, не считая сувенирной продукции. Такие книги в основном дарятся, книга как подарок до сих пор актуальна. Второе направление, которое набирает обороты, – это детская литература. Многие издательства, которые раньше ориентировались на другую литературу – научную, художественную и т. д., – сейчас занимаются изданием книг для детей».
Самыми популярными книгами в белгородских магазинах, по данным «Читай-города» становятся недавно экранизированные романы зарубежных авторов. Среди российских писателей в число самых продаваемых входят Виктор Пелевин, Сергей Лукьяненко, Татьяна Устинова и Александра Маринина.
Повышению уровня продаж книг, по мнению генерального директора сети «Читай-город» Михаила Иванцова, способствуют проведение литературных фестивалей и вручение премий. Небольшие книжные магазинчики могут спасти льготы на аренду помещений - в прошлом году в Госдуму внесли законопроект о введении льготной арендной ставки для книжных магазинов в помещениях государственных и муниципальных организаций культуры. Пока что законопроект не принят, однако представители рынка не теряют оптимизма.
«Книга – это такой товар, который нужно потрогать, посмотреть иллюстрации. Я думаю, что книжный бизнес никогда не придет в упадок, потому что всегда есть люди, которые книги любят», – считает Наталья Шалагинова.
Что касается противостояния бумажных и электронных книг – доля последних в России составляет всего 2%, а продажи электронных устройств для чтения и вовсе падают, уступая планшетам и смартфонам. Несмотря на то, что по данным опросов, число читателей, предпочитающих электронную книгу бумажной, ежегодно растет, электронные книги, как и аудиокниги, могут остаться нишевым продуктом со стабильным, но небольшим объемом рынка. А настоящая бумажная книга, кроме информационной, имеет и предметную ценность. Именно поэтому она все еще остается одним из лучших подарков.