Фото: «Мир Белогорья»
Впервые понятие промышленного Интернета вещей было озвучено в 2011 году на Ганноверской ярмарке технологий. То есть речь шла уже не о программируемом чайнике или холодильнике, а о полностью автоматизированных производствах, обменивающихся данными о выполненной работе через облачный сервис. Сегодня промышленный Интернет активно развивают США и Германия, причем последняя планирует полностью перейти на интернетизацию производства к 2030 году. В России не собираются отставать: через четыре года ведущий отечественный оператор связи «Ростелеком» планирует достичь 126 млрд рублей выручки от промышленного Интернета.
«Мы плотно занимаемся промышленным Интернетом совместно с правительством, – рассказал президент ПАО «Ростелеком» Сергей Калугин. – Здесь важно иметь алгоритмы, стандарты, чтобы каждую транзакцию делать как можно лучше, поэтому у нас есть ряд поручений президента, и мы считаем это одним из самых главных рынков, где мы должны присутствовать».
Первые договоренности «Ростелеком» заключил с «Российскими космическими системами» в августе прошлого года – именно тогда компаниями был подписан меморандум о создании Ассоциации содействия развитию промышленного Интернета.
«Мы создали консорциум по развитию промышленного Интернета в России. Туда, помимо нас, входят крупные предприятия. Главное для промышленного Интернета – создать стандарты. Мы инвестируем в это», – отметил Сергей Калугин.
Кроме космической отрасли, потенциал подключения производства к глобальной сети имеют оборонный сектор, горно-добывающая промышленность, транспорт, управление финансовыми активами. Сейчас, по словам президента компании «Ростелеком» Сергея Калугина, активно ведется работа с энергетиками.
«Не вдаваясь в технические возможности, мы проанализировали эффект, который дает промышленный Интернет. Так вот предприятия могут быть более эффективными на 15-40 % », – считает эксперт.
Видео взято с канала «Ростелеком РТК» на YouTube
Большое будущее у технологий, связанных с индустриальным Интернетом, видит старший вице-президент по России второго по величине производителя телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов в Китае – компании ZTE –Тигран Погосян.
«Интернет вещей, безусловно, одна из тех тенденций, про которые операторы пишут, что они должны на нем зарабатывать. По разным оценкам, это будет от 20 млрд до 100 млрд различных устройств в 2022 году. У нас уже есть решения, которые реализованы в различных городах и подписаны соглашения с операторами», – рассказал Тигран Погосян.
Компания ZTE также принимает участие в разработке стандартов, касающихся Интернета вещей.
Однако ряд специалистов относится к Интернету вещей весьма скептически, считая, что в первую очередь необходимо развивать big data – систему обработки и анализа так называемых «больших данных», когда на базе моделей будут выдаваться моментальные выводы в режиме реального времени для принятия управленческих решений. Однако пока что и эта сфера на стадии развития: в вузах только начинают изучать большие данные как отдельный академический предмет, а специалистов в области промышленного Интернета и вовсе в России не готовят.
Тем не менее, согласно данным Financial Times, к 2020 году совокупный оборот на рынке промышленного интернета достигнет $ 225 млрд. Уже сейчас некоторые мировые производители используют преимущества последних технологий, удаленно управляя автоматизированными линиями. И кто знает, возможно, уже через четыре года навигатор в беспилотной фуре будет строить маршрут дороги исходя из срока хранения перевозимой продукции…