Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+


Архитектурная среда. Постмодернизм

Архитектурная среда. Постмодернизм

Начало ХХ века можно назвать временем отрицания. В архитектуре это отрицание прошлых идеалов, стилей, направлений. На первый план выходит рациональность, а декор и оригинальность зданий становятся невостребованными. На эту идеологию опирается направление, зародившееся практически одновременно с образованием СССР – модернизм. Однако сегодня речь пойдет о постмодернизме – стиле, пришедшем на смену стереотипности и однообразности и вдохнувшем в мировую архитектуру новую жизнь.

Вплоть до 80-х годов ХХ века в СССР множество домов строились по одному проекту. Одинаково безликие типовые застройки (те же «хрущевки») отражали принципиальный отказ от любого вида нефункциональных элементов и украшений. Проблемы модернизма наглядно демонстрирует мультипликационная заставка к известному фильму «Ирония судьбы, или с легким паром», которая еще раз доказывает, что любая инициатива архитектора в то время пресекалась на корню.

К слову, не стоит путать модерн и модернизм. Во-первых, отличием являются временные рамки: модерн господствовал в 1890-е—1910-е года, а модернизм – с начала ХХ века по 1970-80-е года. А во-вторых, принципиальное отличие этих стилей в их сущности. Так, здания в стиле модерн были индивидуализированными, экспрессивными, обладали динамикой и пластичностью. А модернизм, соответственно, отказывался от любых необычных элементов.

В начале 1980-х модернизм в нашей стране претерпевает кризис, архитектура «устает» от серых монолитных построек из бетона и стекла. Ему на смену приходит постмодернизм, который возобновил поиск новых решений в архитектурном оформлении, но в то же время не стеснялся заимствовать приемы у исторических стилей.

Фото Евгении Здесенко

«Начало 90-х. В стране происходят различные изменения (социальные, политические, экономические). В результате чего появляется рынок, в том числе и архитектурный. У архитекторов появляются заказчики с финансовыми возможностями — организации и частные лица. Им хотелось чего-то иного, нового, отличного от того, что было ранее. А архитекторам хотелось выразить себя. Однако, материалы и технологии строительства были прежними, и спектр их был не велик. Поэтому отделка зданий постмодернизма «традиционная» – штукатурка в том или ином виде», – комментирует архитектор Геннадий Гребенников.

Последователи постмодернизма считали типовые застройки скучными и безвкусными, поэтому обращались к опыту прошлых стилей: классицизма, романизма, модерна и других. Однако элементы этих направлений были лишь подражанием, а постмодернизм признавал свою вторичность, претендуя лишь на переосмысление традиций прошлого.

Стилеобразующими чертами постмодернизма можно считать уже упомянутый выше новый взгляд на старые стили, противоречивое сочетание элементов, украшение и декорирование фасадов зданий, чувствительность к контексту (окружающей среде).

В постмодернизме также можно выделить несколько течений, наверное, самый необычный из которых – деконструктивизм. А в Белгороде, например, можно наблюдать исторический постмодернизм – здания, подражающие историческим образцам.

Фото Геннадия Гребенникова

«Мир Белогорья» выражает благодарность ООО «БСМ проект» в лице Евгения Ефимова, а также Геннадию Гребенникову за помощь в подготовке материала.