Вплоть до 80-х годов ХХ века в СССР множество домов строились по одному проекту. Одинаково безликие типовые застройки (те же «хрущевки») отражали принципиальный отказ от любого вида нефункциональных элементов и украшений. Проблемы модернизма наглядно демонстрирует мультипликационная заставка к известному фильму «Ирония судьбы, или с легким паром», которая еще раз доказывает, что любая инициатива архитектора в то время пресекалась на корню.
К слову, не стоит путать модерн и модернизм. Во-первых, отличием являются временные рамки: модерн господствовал в 1890-е—1910-е года, а модернизм – с начала ХХ века по 1970-80-е года. А во-вторых, принципиальное отличие этих стилей в их сущности. Так, здания в стиле модерн были индивидуализированными, экспрессивными, обладали динамикой и пластичностью. А модернизм, соответственно, отказывался от любых необычных элементов.
В начале 1980-х модернизм в нашей стране претерпевает кризис, архитектура «устает» от серых монолитных построек из бетона и стекла. Ему на смену приходит постмодернизм, который возобновил поиск новых решений в архитектурном оформлении, но в то же время не стеснялся заимствовать приемы у исторических стилей.
postmodern1
Здание Металлинвестбанка (бул. Народный, 79)
Здание Металлинвестбанка (бул. Народный, 79)
Отделение ПФР по Белгородской области (ул. Преображенская, 87)
Здание компании «Ростелеком» (пр-т Богдана-Хмельницкого, 81)
Фото Евгении Здесенко
«Начало 90-х. В стране происходят различные изменения (социальные, политические, экономические). В результате чего появляется рынок, в том числе и архитектурный. У архитекторов появляются заказчики с финансовыми возможностями — организации и частные лица. Им хотелось чего-то иного, нового, отличного от того, что было ранее. А архитекторам хотелось выразить себя. Однако, материалы и технологии строительства были прежними, и спектр их был не велик. Поэтому отделка зданий постмодернизма «традиционная» – штукатурка в том или ином виде», – комментирует архитектор Геннадий Гребенников.
Последователи постмодернизма считали типовые застройки скучными и безвкусными, поэтому обращались к опыту прошлых стилей: классицизма, романизма, модерна и других. Однако элементы этих направлений были лишь подражанием, а постмодернизм признавал свою вторичность, претендуя лишь на переосмысление традиций прошлого.
Стилеобразующими чертами постмодернизма можно считать уже упомянутый выше новый взгляд на старые стили, противоречивое сочетание элементов, украшение и декорирование фасадов зданий, чувствительность к контексту (окружающей среде).
В постмодернизме также можно выделить несколько течений, наверное, самый необычный из которых – деконструктивизм. А в Белгороде, например, можно наблюдать исторический постмодернизм – здания, подражающие историческим образцам.
postmodern2
Ресторан «Золотой лев» (ул. Вокзальная, 18)
Общежитие Белгородского правоохранительного колледжа им. героя России В.В. Бурцева (ул. Горького, 52а)
Торговый центр «Ступеньки» (бул. Народный, 2б)
Фото Геннадия Гребенникова
«Мир Белогорья» выражает благодарность ООО «БСМ проект» в лице Евгения Ефимова, а также Геннадию Гребенникову за помощь в подготовке материала.