Фото: «Мир Белогорья»
По данным департамента АПК и воспроизводства окружающей среды региона, доля застрахованных площадей сельскохозяйственных культур составляет более 19 % , что превышает общий уровень по России, упавший по итогам 2015-го до 11,4 %. При этом показатель застрахованного поголовья животных, запланированный в прошлом году на уровне 10,5 %, достиг к концу года 43 %.
Увеличение спроса на страхование с/х поголовья скота отмечает и Сергей Шопин, имеющий 20-летний опыт на рынке страховых услуг: «Каждый девятый рубль сборов за год пришелся на агрострахование – больше внимание стали уделять страхованию сельскохозяйственных животных, урожая с господдержкой, в том числе при кредитовании – при страховании залога. Активно используется страхование сельхозтехники, КРС, оборудования, птицы, зерна».
Однако некоторые предприятия региона, занимающиеся разведением свиней, говорят о том, что страховые компании неохотно берутся защищать риски, связанные с возможной болезнью и падежом скота, мотивируя это опасностью очередной вспышки африканской чумы свиней. Однако в целом, по наблюдениям Сергея Шопина, текущие условия страхования приемлемы скорее для крупных сельхозтоваропроизводителей.
Директор Белгородского филиала компании РОСГОССТРАХ Андрей Талалай в свою очередь отмечает, что наибольшую долю среди сборов по агрострахованию компании занимает сектор растениеводства.
«Среди основных тенденций рынка региона можно отметить постепенное развитие добровольного страхования имущества сельхозпредприятий. Плюс те, кто страхует залог. Наибольшую долю составляю сборы сектора растениеводства. Так сложилось, что это наиболее дорогой вид страх, но цена полиса сопоставима с уровнем риска», – рассказала Андрей Талалай.
Средний взнос по страхованию растениеводства зависит от площади страхования и средней урожайности, сложившейся в хозяйстве за последние пять лет. В среднем он начинается от 1200 рублей за 1 га. Основной причиной наступления страховых случаев в регионе являются частые засухи и суховеи.
«В прошлом году большинство посевов погибли до первых снегов, но затяжная зима позволила поправить ситуацию, – объясняет Андрей Талалай. – Мы это наблюдаем каждый год - отсутствие снега, ветер, град – мы не можем укрыть каждый колосок и значительная часть посевов она гибнет».
Тем не менее, по данным Минсельхоза, на протяжении последних шести лет количество застрахованных российских хозяйств и суммы страховых выплат только снижаются.
«Выражу мнение большинства коллег: рынок агрострахования мог бы расти на 20-25 % ежегодно, но на деле происходит его сокращение в силу сокращения объема субсидирования со стороны государства», – отметил Андрей Талалай.
Однако, по мнению самих страхователей, действующая система ориентирована скорее на поддержку страховых компаний, а не сельхозпроизводителей. Более того, к объекту страхования применяется слишком жесткая регламентация, а подтвердить страховой случай чрезвычайно сложно. Другой причиной, сдерживающей развитие рынка, является недоверие аграриев к страховым компаниям и отсутствие исторически сложившейся культуры страхования.
С этого года на рынке сельхозстрахования с господдержкой действует единое общероссийское объединение – Национальный союз агростраховщиков. По его данным, в течение последних четырех лет 90 % страхового рынка региона занимали компании-члены союза, что и привело к его росту по отношению к 2014 г. при общем сокращении субсидий. В будущем появление такой ассоциации должно положительно сказаться на упорядочивании деятельности страховщиков и повысить к ним доверие страхователей.