Современный герб Нового Оскола (утвержден в 1995 году)
Постоянные набеги крымских татар на южные границы нашего государства не давали покоя русским царям. Последней каплей терпения стало сожжение Москвы войском крымского хана Давлет-Гирея в 1571 году. Потери были значительными – историки называют цифры от 60 до 150 тыс. уведенных в рабство и от 10 до 80 тыс. погибших. С этого момента охрана южных границ становится главной задачей нашего государства.
И все же до крепкой обороны в XVI веке дело не дошло. Усмирение Казани, 25 лет Ливонской войны, Смута… На создание прочной оборонительной черты не было ни времени, ни сил. И только в середине XVII века царь Алексей Михайлович издал указ об укреплении границ государства. Так вместо небольшого стоялого острога, который расположился на месте брода через реку Оскол, был построен город-крепость, названный в честь правителя Царев-Алексеев. Через восемь лет город переименуют в Новый Оскол – по названию протекавшей близ реки. Но память о царе как основателе города сохранится – на центральной площади Нового Оскола уже в наше время будет установлен памятник второму Романову.
Фото: группа Нового Оскола «ВКонтакте»
Город-крепость расположился на берегу реки Оскол и по обе стороны речки Беленькой. Согласно историческому источнику «Экономические примечания к планам генерального межевания» в этих реках в изобилии водилась щука, плотва, окунь, налим, судак, ерш, пескарь. Но на первом гербе Нового Оскола, принятом в 1780 году, появляется редкая рыба – вырезуб – о которой исторический документ, как ни странно, умалчивает. Однако герольдмейстеры императрицы Екатерины II объясняют, что «во второй части щита три большие рыбы, называемые вырезуб, ловящиеся в реке Оскол, каковых в других реках нигде не находится». Здесь авторы герба вероятнее всего ошибаются. На самом деле эта рыба обитает в малосольных частях моря, а в реки заходит только весной – для нереста.
Герб Нового Оскола (утвержден в 1780 году)
Современный символ города повторяет исторический, только вместо герба Курской губернии в верхней части щита расположился белгородский герб. Между прочим, это чисто русское изобретение – еще при Екатерине II на гербах уездных городков ставился знак их принадлежности к губернии. Такое простое и понятное графическое отображение «вертикали власти».