Елизавета Семко – специалист по масляной станковой живописи. Она реанимирует картины, которые хранятся в фондах Белгородского художественного музея. За четыре года работы молодым мастером было полностью отреставрировано около 15 картин, не считая множества мелких восстановительных работ. Кажется не много, но процесс этот трудоемкий и в зависимости от состояния живописной работы бывает довольно длительным.
Фото: «Мир Белогорья»
Любовь к живописи у Елизаветы, как она сама утверждает, передалась ей по генам от бабушки, которая тоже училась в художественной школе. Все бабушкины работы остались на Украине, кроме одной – копии картины «Дети, убегающие от грозы» Константина Маковского. И она тоже в очереди на реставрацию.
Сейчас Елизавета восстанавливает картину белгородского художника Александра Работнова «Кемеровские скульпторы Р. Корягин и А. Хмелевской». Поврежден красочный слой – из-за трещины возможна утрата некоторых фрагментов. Поэтому первая задача – укрепить места угрозы осыпи. Следующий этап – выравнивание холста, для этого работа снимается с подрамника и растягивается на крафтовых полях. И уже здесь реставратору может пригодиться утюг. Все изображение заклеивается папиросной бумагой и проглаживается утюгом. При умеренном тепловом режиме для масляной живописи этот способ абсолютно не опасен.
Фото картины до реставрации: из архива Белгородского художественного музея
Папиросная бумага смывается водой, вместе с ней сходят и различные поверхностные загрязнения. Кроме того, устраняются неровности на поверхности холста. Зритель уже не отвлекается на повреждения, а смотрит и оценивает само произведение. Картина становятся яркой, как будто только вышла из-под кисти автора.
Труд по восстановлению картины кропотливый, требует сосредоточенности, усидчивости и в то же время смелости. Принимать решения нужно быстро, ведь можно в секунду испортить произведение искусства. Реставратору мало ремесленных навыков, нужно еще знать законы физики, химии и биологии. А еще необходима интуиция, опыт и слух. Именно на изменения звука ориентируется реставратор, чтобы не стереть полностью защитный слой лака, покрывающий авторскую краску.
Картина Гаврилова В.Н. «Польша» до и после реставрации (Фото из архива Белгородского художественного музея)
Профессия художника-реставратора сродни работе врача-хирурга. Здесь так же действует заповедь «не навреди». Каждый реставратор – это человек не только владеющий ремеслом, которое, можно сказать, граничит с искусством, это многогранная личность с чутким сердцем, точной уверенной рукой и «внимательным» глазом. И такие специалисты на вес золота.