Для того, чтобы было понятно, скажем сразу, что все сдаваемые в аренду торговые помещения можно условно разделить на две категории. Первые – точки, сдаваемые владельцами крупных торговых центров и комплексов. Вторые – так называемый street-retail, когда магазины располагаются в переоборудованных помещениях жилых домов и прочих неспециализированных зданиях.
В среднем 1 кв. м помещений такого «уличного» формата сегодня обойдется арендатору примерно в 1 тыс. рублей в месяц, площадки более высокого класса – в 1,5-1,7 тыс. рублей, в местах с высокой проходимостью эта цифра может достигать 2,5 тыс. рублей. В торговых центрах ценовой разброс шире – помещение здесь может стоить и 500 и 4 тыс. рублей за кв. м.
«Торговая недвижимость подразумевает ряд основных моментов: присутствие на первой линии, правильная геометрия и планировка. Если раньше люди могли работать в панельных домах в трехкомнатных квартирах, сегодня они уже не могут себе такого позволить», – отмечает Артем Мухин, управляющий агентством «Золотая Середина», которое специализируется на сдаче в аренду бизнес-площадей.
Тенденцию постепенного смещения интересов арендаторов от «улицы» в сторону оборудованных площадок подтверждает и президент Белгородской торгово-промышленной палаты Валерий Скруг: «Пострадает больше всего street-retail – помещения в домах на первых этажах, потому что торговые центры будут специализироваться, концептуально отличаться. Они будут не просто местом покупки, а местом отдыха».
Сейчас на рынке коммерческой недвижимости Белгорода сложилась интересная ситуация. С одной стороны, как мы уже говорили, рынок перенасыщен: предложение в полтора раза превышает спрос, с другой – хорошие места остаются востребованными всегда, а снижения ставок в городе не наблюдается. Как отмечает начальник департамента экономического развития Белгорода Давид Бузиашвили, положительным эффектом здесь является высокая обеспеченность бизнеса инвестиционными площадками. А это значит, что ассортимент предлагаемых товаров и услуг будет расширяться.
По словам Валерия Скруга, время, когда сдача в аренду торговых площадей была самым выгодным вложением денег, прошло. Сейчас торговые центры получают больше дохода от реализации собственных проектов на своих же территориях. Яркий тому пример – рестораны и развлекательные зоны в ТЦ «Мегагринн», принадлежащие самому комплексу. Большие перспективы, по мнению президента Белгородской ТПП, у фитнес-клубов.
«У нас в Белгороде появилось много фитнес-центров. Лет десять назад, когда у меня спрашивали, во что будут все вкладываться, я говорил, что будут вкладываться в здоровье. У нас фитнесом в Белгородской области занимается 2 % населения. В нормальном мире – 5 %. Фитнес-центры будут развиваться», – уверен Валерий Скруг.
Действительно, за последние несколько лет в городе появились новые центры для занятия спортом, занимающие зачастую отдельные здания. Также специалисты рынка наблюдают развитие сферы общепита и банковско-страхового сектора.
Однако, если в Белгороде обеспеченность торговыми площадями превышает норматив в полтора раза, то в других городах региона все гораздо скромнее. Но уже в этом году ситуация должна измениться: сеть торговых центров «Спутник» планирует запустить по одному объекту в Старом Осколе и Губкине. «Якорем» обоих ТЦ должны стать первые в Черноземье гипермаркеты «Наша Радуга» корпорации «Ашан». Общая площадь обоих ТЦ составит около 46 тыс. кв. м.
Фото: «Мир Белогорья»