Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+


О чем молчат колокола

О чем молчат колокола

 

Преображенский собор является памятником в честь победы русских войск над Наполеоном. Колокольня храма возводилась в 1813 году во времена царствования государя Александра Павловича. Храм был построен на средства прихожан. Сегодня мы в точности не знаем, каким был голос собора до 20-х годов XX века, когда церковь лишилась своих колоколов и вплоть 1990-х гг. несла службу в суровом молчании.

Обет молчания

Колоколов храм лишился, как уже упоминалось, в 1920-х гг. А затем и само здание церкви стали использовать совсем не по назначению: «Изъять помещение у религиозной общины и переоборудовать под музей и планетарий», – такое решение в 1962 году принял облисполком, удовлетворяя ходатайство горисполкома. Судьба главного храма Белгорода оказалась определена на ближайшие десятилетия одним росчерком пера. С 1973 года, когда после ремонта церкви в ней был наконец открыт краеведческий музей, на колокольне размещались его фонды  – неподъемные ящики с экспонатами…

В 1990 году по воскресным дням к Преображенскому собору начали приходить верующие белгородцы. У стен колокольни, у крыльца они читали акафист святителю Иоасафу – небесному покровителю земли Белгородской, усердно молились, чтобы собор возвратили верующим. Свои молитвы они подкрепляли делами. Делегация прихожан четыре раза ездила в Москву с просьбами к президенту Борису Ельцину возвратить собор в лоно церкви. Одна из них была удовлетворена.

Второе рождение храма

Вернемся же к колоколам. Сведения о них присутствуют в описи инвентарного имущества, которое хранится в государственном архиве Белгородской области. Примечательно, что в отличие от прочей церковной утвари, стоимость колоколов оценить не смогли, так как те являлись пожертвованием, и, соответственно не имели никакой официальной стоимости. Кстати, именно эти самые «пожертвованные» колокола и оповестили о возрождении храма.

«В нашем соборе колокола, которые были изначально, полностью утрачены. За небольшим исключением, – рассказывает протоиерей Олег Кобец. – Когда шли восстановительные работы, горожане принесли нам три сохранившихся колокола, предположительно еще дореволюционного изготовления. Их повесили прямо во входном проеме, когда с улицы Коммунистической (ныне ул. Преображенская) был еще ход. Они впервые зазвонили на Рождество 1991 года. И это был голос, который сказал о том, что храм начинает возрождаться».

В начале девяностых годов XX столетия, когда храм был полностью возвращен прихожанам. Эти же три колокола были перенесены на основную колокольню. Благодаря белгородскому заводу «Энергомаш» новые колокола для собора отлили в Южноуральске. Их звон призывает на службу и по сей день.

Исцеляющий звон

Почти полвека на колокольне служит звонарь-женщина Мария Воронина. Она принимала самое активное участие в возвращении храма верующим. И хоть поначалу оставаться в соборе не собиралась, однако затем попросила отца Олега научить ее азам звонарского искусства.

В свое время именно колокольный звон помог ей вернуть слух, рассказывает Мария Воронина: «Когда мы зашли на колокольню в Почаеве, нам звонарь дал возможность каждому ударить. В это время мы держались за колокол. По мне звон проходил, как ток. И я стала слышать…» Сейчас Марья Васильевна живет в храмовой келье и надеется служить и дальше.

На разные голоса

Преображенские колокола, которые мы сегодня слышим каждый день, располагаются на колокольне в оконных проемах с трех сторон света. Самый большой колокол весом более полутоны расположен с южной стороны, два поменьше – с восточной, шесть самых маленьких – с северной. Такое количество позволяет исполнять весь спектр богослужебных произведений, утверждает настоятель собора Олег Кобец.

Существуют специальные звоны в постные дни, есть красивый пасхальный, особые звоны, которые провожают повенчавшихся, или использующиеся при отпевании. Везде есть своя глубокая специфика звучания, которая, как утверждает протоиерей, дает особое состояние людям, участвующим в церковных обрядах. 

Фото: Иван Иванов