Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

«Голоса в огне». Фильм о трагедии в Гусёк-Погореловке

«Голоса в огне». Фильм о трагедии в Гусёк-Погореловке

У них не было шансов выжить. В 1941-м на территорию современной Белгородской области пришли немцы. Во время оккупации одно только упоминание о чернянском концлагере наводило ужас, а в 43-м в селе Гусёк-Погореловка Прохоровского района случится трагедия, причины которой неизвестны до сих пор. Сгорающие заживо люди пели «Интернационал». В памяти навсегда остались их лица и голоса...

«Я историк и архивист. Каждый день я держу в руках архивные дела и вижу историю такой, какой её не видят многие из нас. Часто война представляется нам по торжественным фотографиям Победы, постановочным фотоснимкам оккупантов, пока не открываешь папку с документами, где предстаёт совершенно другая правда», – рассказал начальник управления по делам архивов Белгородской области Павел Субботин.

Начало оккупации

Западные территории нынешней Белгородской области были оккупированы в конце октября 1941 года. Войска вермахта вышли на рубежи – Харьков, Белгород, Прохоровка, Обоянь. Здесь фронт стабилизировался почти на полгода. Оборону держали части 21-й армии генерал-майора Василия Гордова. Следующим летом многие солдаты этой армии попадут в плен и окажутся среди заключённых чернянского концлагеря.

«В октябре к нам приходила немецкая разведка. Правительство наше прохоровское эвакуировалось. Ждали мы, конечно, немцев со страхом. Когда они пришли, то они ходили по домам, забирали продукты. Масло, яйца забирали. А в ноябре пришли основные части. Половину Прохоровки выселили в Прелестное. Им нужны были хаты для солдат», – делится воспоминаниями ветеран Вера Чурсина.

Мясоедовское подполье

Между позициями вермахта и Красной армии было расстояние где несколько километров, а где пара десятков. Деревня Мясоедово стояла на самом краю нейтральной зоны. Немцы лютовали здесь особенно жестоко. В соседнем лесу были партизаны, поэтому всё население оказалось под подозрением...

Организованные партизанские и подпольные группы НКВД начал создавать сразу после начала войны. Их задача – сбор информации и подрывная деятельность в тылу немецких войск. В Мясоедове местные комсомольцы сами создали подпольную ячейку. Они клеили листовки, собирали информацию, планировали поджечь хату с немцами, но по ошибке сожгли сарай по соседству. Их борьба закончилась через несколько недель. Подполье раскрыли, в живых остались единицы...

У Мясоедова не было шансов выжить. На окраине укрепились немцы, их позиции регулярно обстреливала советская артиллерия. В декабре на несколько дней село даже удалось отбить, но красноармейцы отошли на исходные рубежи.

Наступление и немецкая контратака

Но уже летом ставка верховного главнокомандующего готовила наступление под Харьковом. 21-я армия должна была поддержать удар на правом фланге. Из этой затеи ничего не вышло. Немцы отбили удар и контратаковали. Советские армии отступали на восток.

Вместе со своей частью к Дону отступал и Гавриил Конюхов, капитан Советской армии, к лету 42-го уже опытный офицер. В селе Гусёк-Погореловка он остановился на постой у Терентия Немыкина. Конюхову и его подразделению приказали задержать немцев.

«Лето 42-го немцы со своими союзниками планировали нанести два удара: один на Воронеж от Курса, другой от Харькова и после этого форсировать реку Дон, выйти на оперативный простор и дальше уже, не встречая никакого сопротивления, достигнуть Сталинграда. Для этого они накопили силы, которые в местах своего скопления превышали советские войска в три и более раз... Территория нашего края была оккупирована вплоть до 1943 года», – рассказал Павел Субботин.

Южнее Старого Оскола капитана Конюхова контузило. Стремительность немецкого наступления была такова, что очнулся он уже во вражеском тылу. Несколько месяцев Конюхов скрывался в лесах и болотах. В одном из хуторов 26 января Гавриила Конюхова схватили полицаи...

Концлагерь в Чернянке

А с июля 1942 года Чернянку оккупировали немцы и организовали лагерь для военнопленных. Во время оккупации одно лишь упоминание о концлагере в Чернянке наводило ужас. Местные жители знали: за попытку побега расстреливали сразу десять человек. Солдаты и гражданские спали на голой земле, заключённых избивали и каждый день гнали на тяжёлые работы. Но самым страшным был голод.

Большинство пленных чернянского концлагеря были красноармейцы. Они попали в плен летом, поэтому к зиме из одежды у многих были только гимнастерки. В январе 1943 года комендант лагеря отдал приказ уводить заключённых на запад. С востока стремительно наступали советские части. Гарнизоны вермахта оставили Россошь, Воронеж, Валуйки.

Этапирование в Прохоровку

Зима, 1943 год. Немцы понимали, что удержать Чернянку им не удастся. Поэтому вывозили всё: трудоспособное население, запасы фуража и скота. Пленных тоже отправляли в тыл. В середине января почти 600 заключённых чернянского концлагеря построили шеренгой и под конвоем отправили на запад. Дойти нужно было до Прохоровки, сто километров. Тёплой одежды почти ни у кого не было. Солома действительно спасла десятки жизней.

«Примерно 26 января колонна военнопленных прибыла в Гусёк-Погореловку под вечер. При этом им отвели для ночлега пустующее здание местной школы – фактически голые стены. Жителям приказали принести туда соломы. Это солома сыграет и роковую роль...» – рассказал Павел Субботин.

Среди них был и Гавриил Конюхов. Его спасли две девочки. Он сумел убежать и после вернулся на фронт.

Трагедия в Гусёк-Погореловке

О том, почему это произошло, нет единого мнения. То ли поступил приказ, то ли командование конвоем приняло такое решение спонтанно. То ли узнали про заговор и поняли, что конвоирам не справиться с несколькими сотнями пусть и безоружных, но отчаявшихся людей. Солому к школе свозили не для тёплых постелей, хотя местные жители были уверены, что это так, и добросовестно везли её целыми санями.

Ночью тихую деревушку Гусёк-Погореловку разбудило зарево пожара. Здание школы ночью облили бензином и подожгли. Выхода для тех, кто внутри, не было: даже если они выпрыгивали в окна, они падали под автоматные очереди. По воспоминаниям очевидцев, утром вся площадка вокруг школы была завалена трупами.

«Когда мы рассматриваем это по отдельности, тогда эта судьба, эта трагедия приобретает для нас человеческое лицо. Поэтому на таких мемориалах принято указывать не только большие цифры, но и имена. Это большая кропотливая работа. Она требует десятилетий. Над этим трудятся поколения исследователей, в том числе следователей, которые ведут соответствующие уголовные дела по тем злодеяниям, что произошли. Эта работа по выявлению всех погибших, всех пострадавших не закончена до сих пор», – рассказал Павел Субботин.

В 1983 году Гавриил Конюхов приезжал сюда. Вспоминал события тех дней. Подходил к братской могиле, благодарит Лену и Олю Немыкиных, девочек, которые его спасли. 600 пленных. В живых смогли остаться единицы.

Это случилось 26 января 1943 года. До окончательного освобождения края от немецко-фашистских захватчиков, ждать ещё полгода. Этого времени хватит сполна, чтобы усыпать обелисками с именами сотен погибших каждое село.