Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

«Солдатики». Три юных партизана

«Солдатики». Три юных партизана

После нескольких волн мобилизаций и эвакуаций в начале войны белгородские села остались почти без мужчин. Женщины, старики и дети. За 75 лет после Победы так и не смогли подсчитать, сколько детей сражались в регулярных частях, партизанских отрядах и подпольных организациях. По самым скромным подсчетам десятки тысяч.

Дорога на восток. В октябре 1941-го она забита отступающими войсками Красной Армии. Вместе с ними из Грайворона уходит и майор милиции Андрей Синицын. Оставаться в городе ему нельзя – он готовил партизанские базы в местных лесах. Таких немцы арестовывают первыми.

Там у Андрея осталась мать и младший брат. Обратно Андрей вернётся только в 43-м, после освобождения. А в 76-м напишет биографию. Но не свою, а младшего брата Коли.

Коля Синицын вместе со своими друзьями Петей Игнатенко и Митей Балицким ходят в школу через весь город. Идти километра полтора – минут 20. Сейчас недалеко от школы находится мемориальное кладбище. И все трое друзей здесь. Их легко можно узнать по мальчишеским именам, вырезанным в камне. Коля, Петя и Митя.

«Еще вчера была надежда. Где-то на юго-западе, за Великой Писаревкой слышался гул орудий, и дороги были заполнены отступавшими красноармейцами, но Митя и Петя не верили в то, что в Грайворон придут немцы».

Из биографии Коли Синицына


Немцы входят в Грайворон 19 октября 1941-го. Самый западный из всех белгородских городов. Его оккупируют первым, а освободят последним. Немцы здесь простоят почти 3 года.

Первым делом нужно сдать в комендатуру радиоприёмники и телефоны. Это для того, чтобы местные не слушали сводки совинформбюро. В оккупированных городах и селах многие даже не знают, как обстоят дела на фронте на самом деле. Немцы говорят, что Сталин бежал из Москвы, а сама столица скоро падёт.

Петя, Коля и Митя до войны ходили в радиокружок. Они собрали самодельный телефон и тайком соединили свои дома телефонной линией. А Коля спрятал в подвале радиоточку. Они еще с начала войны просились на фронт. Но всем по 13-14 лет. Возраст непризывной. Тогда будем партизанить, решают все трое. На нас никто не подумает. Да и канал связи есть – закрытый.

Первая операция ребят – листовки. Большая часть немцев расквартирована в центре. Можно без риска для себя расклеить их на окраине. Но Митя Балицкий решает – если и клеить, то только под носом у фрицев. Здесь на стене горсовета в 20-х числах октября Митя наклеил, возможно, первую в этих краях партизанскую листовку. После этого фрицы начнут охоту на неизвестных подпольщиков.

Чтобы не попасться в лапы комендатуры, можно уйти в лес к партизанам. Перед отступлением Андрей Синицын, старший брат Коли, оставил в подвале тайник с оружием и боеприпасами. Это всё, минуя немецкие патрули и полицаев, нужно переправить своим. Но сначала их надо найти.

Ребят встречает лесоруб. Петя, Коля и Митя на свой страх и риск, говорят, что ищут партизан. Дети его не знают. А ведь он вполне может сотрудничать с немцами. К счастью, незнакомец оказывается партизанским связным. Сейчас дорога к своим закрыта, но можно рискнуть и переправить припрятанное оружие уже завтра ночью. А ещё необходимо перерезать линию связи между двумя немецкими комендатурами. Партизаны готовят налёт на немецкий гарнизон и, оставшись без связи, фрицы будут особо уязвимы. Потому надо спешить.

4 ноября ребята срезали несколько десятков метров провода немецкой связи. Была парализована работа Грайворонской и нескольких соседних комендатур. Часового Коля, Митя и Петя скрутили голыми руками. Ушли почти незамеченными.

Через пару дней в дверь Коле Синицыну постучали. Открыла мать.

«Монтёр, – представился мужчина, – проверка проводки».

В это время Коля Синицын с друзьями в центральном парке Грайворона. Местных ребят сюда согнали немцы – чистить орудия. Пока часовые отвернулись, Коля открутил несколько деталей, а в ствол насыпал песка. Теперь можно идти домой. Но дома Колю Синицына уже ждали. Там обнаружили радио, несколько обойм с патронами, пистолет и телефон. Коля молчал, но по телефонным проводам полицаи быстро нашли и Петю Игнатенко и Митю Балицкого.

Школа имени Энгельса в Грайвороне. Может быть, самая красивая школа во всей Белгородской области. Здесь, в подвале три дня пытали трёх подростков. Когда 7 ноября немцы вывели их во двор, Митя уже не мог ходить.

«На востоке занималась праздничная заря. Оттуда веял свежий ветерок, он шевелил волосы на головах ребят. Первые лучи солнца окрасили облака в багряно-красный цвет. Коля и Петя держали под руки сильно избитого Митю.

– Смотрите, – указал он глазами на облака, – это цвет нашей победы, он идет с востока».

Из биографии Коли Синицына

До освобождения оставалось еще три года. Они не выдали своего связного. Ребят повесили прямо во дворе школы 7 ноября.

Здесь теперь обелиск. К счастью, Андрей Синицын не видел и не знал как погиб его младший брат. С оккупированными землями не было связи. Только после победы Андрей узнает, как они молчали на допросах. Как они сражались за свободу до последнего.