«30 с лишним лет назад первый раз, когда я был в Бурятии, я видел альбом тибетской медицины. После этого был издан большой, очень интересный медицинский альбом. Мне подарили две книги. Одна находится у меня дома, другую я отдал в библиотеку», – рассказал сенатор от Белгородской области, основатель одноименной библиотеки в Прохоровском районе Николай Рыжков.
Изначально анатомические таблицы, выполненные на полотне, служили наглядными пособиями для послушников тибетских буддийских монастырей. Будущие ламы лекари изучали по ним строение скелета человека, схемы расположения органов, кровеносных сосудов с точками кровопускания, прижигания и иглоукалывания. Накопленный за девять столетий изобразительный материал стал прототипом для создания в XVII в. свода из 79 цветных медицинских таблиц большого формата.
«Поистине хорошего лекаря характеризуют следующие качества: прежде всего и самое главное – светлый ум, могущий усвоить все знания, необходимые для врачевания. Такой лекарь способен не только проникнуть в сущность трактатов и сокращенных изложений основных принципов врачевания, но и приобрести необходимые практические навыки, а именно: уметь правильно производить лечебные процедуры и хирургические операции; знать правила сбора лекарственного сырья и изготовления лекарств; совершать необходимые ритуалы, сопровождающие лечение болезней. Хороший лекарь также обладает даром предвидения, позволяющим ему безошибочно предсказать течение болезни и ее исход».
Атлас тибетской медицины
Идейным вдохновителем этого масштабного проекта, длившегося 16 лет и финансировавшегося из казны тибетского правительства был крупный ученый и политик Дёси Сангье Гьятцо (1653–1705). Рисунки наглядно поясняют основы педиатрии, гинекологии и других сфер клинической медицины. На одних листах мы видим изображение внутренних органов человека, на других отмечены важные точки для рефлексотерапии, третьи изображают лекарства и инструменты для лечения. Однако есть и иллюстрации, которые не имеют прямого отношения к медицине. Такие листы отражают мир тибетцев того времени: образ жизни, быт, религиозные верования, культуру. Ни один рисунок не повторяется и каждый из них – отдельный памятник культуры, истории и искусства.
Подлинник Атласа тибетской медицины находится в Лхасе – резиденции Далай-ламы в Тибете. Он недоступен для европейцев и никогда не покидал пределов страны. Однако его абсолютная копия хранится в музее истории Бурятии. В оригинале Атлас имеет 79 таблиц, бурятская копия состоит из 76 с одним утерянным листом. К каждому из 76 листов имеется пояснительный текст, комментарии, восемь видов указателей (названий растений, животных, минеральных веществ на русском, тибетском и латинском языках), два глоссария (буддийских и медицинских терминов) и, наконец, шесть научных статей, посвященных месту атласа в истории тибетской культуры.
«У нас до последнего времени бытовало мнение, что тибетская медицина – это что-то примитивное типа знахарства. Но это огромный пласт знаний, причем многотысячных знаний человечества, которые были собраны эмпирическим путем. Когда ты сталкиваешься с теми канонами, которые описываются в этом атласе, то тибетская медицина изучает всё то, что окружает человека. И это все рассматривается как воздействующие факторы: или как лечебная процедура, или как процедура, угрожающая его здоровью… Это огромный кладезь, который мы должны использовать на благо наших пациентов», – прокомментировал доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, директор медицинского института НИУ «БелГУ», заведующий колопроктологическим отделением Белгородской областной клинической больницы имени святителя Иоасафа Владимир Куликовский.