В буровзрывном управлении Лебединского ГОКа появилась новая техника. Машины предназначены для доставки в карьер компонентов взрывчатых веществ и смешиваниях их в процессе зарядки скважин. Автомобили производства «Нипигормаш» – с высокой проходимостью, что позволит задействовать технику на самых труднодоступных участках карьера. Техника проходит калибровку, после чего уже отправится в карьер.
«Чем эти машины отличаются от того, что у нас есть? Это машины-вездеходы, то есть у них ведущие все мосты. Карьер – это не всегда ровные дороги и удобные блоки для заряжания. Поэтому понадобились машины именно вездеходы, чтобы мы могли заряжать скважины, то есть блоки во всем объёме карьера, вскрышу и т. д.», – пояснил начальник автоколонны специальных машин буровзрывного управления Лебединского ГОКа Николай Калинин.
Новые машины отвечают современным требованиям безопасности. Все компоненты загружают в отдельные отсеки. Компоненты смешиваются в процессе выгрузки. По сути, новые машины - мини-заводы на колесах. Грузоподъёмность борта – 14 тонн. Этого достаточно для заливки 17 скважин в самых труднопроходимых местах карьера – например, на верхних его горизонтах. Скорость выгрузки – 200 килограммов в минуту. Работать на такой технике одно удовольствие. К тому же, для водителя здесь созданы максимально комфортные условия.
«В кабине находится климат-контроль, находятся более мягкие сидения, более удобные. Эти машины уже на коробках автомат – это тоже улучшает работу водителям, облегчает его работу», – рассказал начальник автоколонны специальных машин буровзрывного управления Лебединского ГОКа Николай Калинин.
Всего на Лебединском ГОКе задействовано семь смесительно-зарядных машин на базе шасси КамАЗ и Вольво грузоподъёмностью от 14 до 25 тонн с разной проходимостью. Таким образом, сформирован максимально универсальный парк спецтехники.
Если электросталеплавильный цех — сердце Оскольского электрометаллургического комбината, то весь транспорт, который его обслуживает — артерии и вены. В этом году автоцех ОЭМК отмечает 45-летие.
«С машиной как с человеком общаешься, чтоб она работала постоянно. Даже погладишь ручкой. Как член семьи, можно сказать, как говорится, всю жизнь прокормила! Иногда любишь её больше, чем себя!» – водитель автопоезда автоцеха Оскольского электрометаллургического комбината им. А. А. Угарова Иван Романенко.
В 1976 году в автоцехе ОЭМК работало около 50 сотрудников, сейчас – в 10 раз больше. 45 лет назад здесь хватало 32 единицы техники, теперь – свыше 400. Это шесть автоколонн – с легковыми и грузовыми автомобилями, специализированным и технологическим транспортом, автобусами и самосвалами.
«Нужна здесь концентрация внимания, нужно постоянно смотреть за чашей, чтобы не было покраснений, чтобы не было прогара чаши. И ответственность, чтобы не остановить печь», – подчеркнул водитель автомобиля, занятого по перемещению горячего шлака автоцеха Оскольского электрометаллургического комбината им. А. А. Угаров Александр Янченко.
Цена ошибки высока везде: и у водителя транспорта, который перевозит раскалённый шлак, и водителя автобуса перед пассажирами.
«Я бы хотела выразить огромную благодарность Анатолию Ивановичу, потому что это самый внимательный, добрый, отзывчивый водитель автоцеха. Всегда поздоровается, пожелает доброго вечера. Скоростной режим соблюдает, на поворотах очень внимательный и аккуратный», – сказала специалист по охране труда и промышленной безопасности техничного управления Оскольского электрометаллургического комбината им. А. А. Угарова Марина Кириенко.
О транспорте заботятся, как о человеке. Сами проходят медицинский осмотр и технику отправляют — на технический, чтобы понимать, достаточно короткого «отпуска» или нужен полноценный «больничный» со стационаром.
«У нас тут полностью и санаторий, и лечебница, и поликлиника – всё вместе взятое. Допустим, замена масла – это как переливание крови у человека. Выставление по параметрам насоса – это как проверка сердец. На погрузчиках перевариваем ножи на ковшах – как зубы. Без этих ножей он не сможет захватывать грунт, не сможет проводить те операции, которые должен», – отметил слесарь по ремонту автомобилей технологического транспорта автоцеха Оскольского электрометаллургического комбината им. А. А. Угарова Денис Юмаков.
А бывает, что слесари и мастера выступают в качестве хирургов. Например, этому шлаковозу они провели прямую пересадку сердца. Вместо немецкого двигателя «Дойтц», который уже не выпускают, установили американский «Камминс».
«Благодаря нашим специалистам и помощи РМЦ мы сделали все переходные плиты, согласующие мягкие соединения, шлицевые соединения, и нам довольно-таки компактно удалось всё это разместить на шлаковозах. Было переоборудовано таким образом пять единиц», – пояснил мастер по ремонту транспорта автоцеха Оскольского электрометаллургического комбината им. А. А. Угарова Александр Карапузов.
Чтобы переустановить на 23-м шлаковозе ключевые детали, пришлось развернуть мост, изменить направление вращения главной передачи, сделать дополнительные кронштейны крепления гидромеханической передачи и двигателя внутреннего сгорания.
«Я считаю, что на сегодняшний день это высшая команда. К нам едут со всех городов, с других комбинатов, где используется такая техника, по обмену опытом. Приезжают немцы. Все те изменения в конструкциях, которые мы здесь сделали, они срисовали у нас и благополучно внедрили», – прокомментировал начальник автоцеха Оскольского электрометаллургического комбината им. А. А. Угарова Владимир Брончуков.
Через аналогичную операцию прошли автобадьевозы. Родные двигатели оказались маломощными для тех задач, которые стоят перед автоцехом ОЭМК. И если капитальный ремонт немецкого двигателя стоил 3 миллиона рублей, то новый вместе с переоборудованием обошёлся в 1,5 миллиона.
Также авторемонтники установили датчики весов на 20 тонных КамАЗах и сократили гружёный пробег. За год экономический эффект составит 315 тысяч рублей. Разработали датчики, которые подают сигнал водителю о поднятом кузове. Сконструировали купол для грузовых машин, чтобы заезжать под бункер и использовать как укрытие металла в непогоду. Нарастили кузов на БелАЗах, благодаря чему увеличили объём на 8 кубометров, а грузоподъёмность почти вдвое – до 17 тонн.
Каждую смену Виктор Миненков начинает с внешнего осмотра узлов: нет ли дефектов и поломок, проверяет шины, уровень масла и охлаждающую жидкость.
«Моя работа заключается в перевозке горной массы. Продолжительность смены – 12 часов. Расстояние за смену проходишь разное: бывает 160, а бывает и 200», – рассказал водитель большегрузного автомобиля Лебединского ГОКа Виктор Миненков.
160 – 200 километров внутри лебединского карьера – в зависимости от того, на каком расстоянии от перегрузочного пункта находится экскаватор. Это как от Губкина до Железногорска, только не по ровной трассе. Работа сложная. Да и совладать с такой габаритной техникой может не каждый. Но благодаря чётко отлаженному механизму всего комбината, каждая смена проходит как на одном дыхании.
«Здесь каждый занимается своим делом, мы как бы закольцованы: экскаватор – перегрузка, перегрузка – экскаватор, все службы работают отменно. Когда всё хорошо отрегулировано, отлажено, это замечательное производство», – рассказал водитель большегрузного автомобиля Лебединского ГОКа Виктор Миненков.
Виктор Миненков начинал со 157-го ЗИЛа. Управлял грузовыми машинами: уазом, икарусом и татрой, а дальше, как говорится, «по нарастающей». Сегодня на самой мощной модели самосвала за 12 часов работы Виктор перевозит в среднем 4100 тонн горной массы. То есть за две смены он мог бы транспортировать Эйфелеву башню целиком – в одиночку!
«Я сначала работал на Komatsu, потом на 130-тонном белазе, ну а теперь 220 тонн. Это большая махина! Поэтому на ней немного сложновато работать по сравнению с теми», – пояснил Виктор Миненков.
Сложности для профессионала – лишь путь к росту мастерства. На Лебединском ГОКе Виктор Миненков начинал ещё до армии. После службы – снова вернулся. Посвятил комбинату 40 лет, а этой осенью ко Дню города Губкина удостоен звания «Человек года». Высокую награду считает заслугой не личной. Это работа надёжной команды.
«Я считаю, что у нас смена самая лучшая из всех. Почему? Потому что у нас сплочёность есть, мы понимаем друг друга», – считает Виктор Миненков.
На глазах Виктора Миненкова лебединский карьер растёт и развивается несколько десятилетий. Но даже сейчас не перестаёт его впечатлять. Такой размах – как постоянное напоминание: именно отсюда начинается путь большой руды. По словам Виктора Миненкова, быть частью такого грандиозного дела – большая ответственность и большая гордость. А ещё – вдохновение.
«Главное – здесь масштаб, видите, какой горнорудный! Посмотрите сами, своим взглядом оцените!» – сказал Виктор Миненков.
На Оскольском электрометаллургическом комбинате на третьей очереди полигона промышленных отходов сейчас ведут строительство специальной дамбы. Это сооружение длиной в полкилометра и высотой шесть метров. Строительством дамбы занимается специализированная организация из Белгорода. Конструкция непростая – помимо того, что здесь насыпан мел и мергель, сверху положена геосетка для того, чтобы исключить осыпание. На неё засыпается щебень, потом будет положен грунт, где будет расти трава. В целом ёмкость третьей очереди полигона – 1 млн тонн.
«Здесь хранятся промышленные отходы – неопасные, инертные. Площадь полигона – 12 гектаров. Сроки его работы – порядка 10 лет», – пояснил начальник цеха благоустройства Оскольского электрометаллургического комбината им. А. А. Угарова Сергей Абсатаров.
Ситуационный центр «ЛебГОК-Здоровья» продолжает работу в усиленном режиме. Сотрудники предприятий компании «Металлоинвест» могут обратиться сюда при появлении признаков респираторных вирусных инфекций. Операторы дистанционно дают рекомендации, как вести себя в той или иной ситуации, принимают решение о необходимости дополнительных обследований и направляют на процедуры. В случае подозрения на ковид бригады медиков выезжают на дом к больному, чтобы взять пробу для ПЦР-исследования.
«Все должны понимать, что, когда у вас появились признаки заболевания в виде температуры повышения, общей слабости, насморка, кашля, вы должны остаться дома. Далее, вы обращаетесь в ситуационный центр. У оператора ситуационного центра есть скрипты, опросник, по которому он определяет степень тяжести и необходимости оказания первой помощи», – отметила директор «ЛебГОК-Здоровья» Элина Мишустина.
Сейчас две выездные бригады работают в Старом Осколе и две в Губкине. Если ситуация будет усложняться, Металлоинвест увеличит количество групп.
1 ноября стартовал конкурс «АРТ-ОКНО», который поддержан благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Участником может стать любой житель страны старше 18 лет, а также некоммерческая организация, которая ведёт деятельность в сфере культуры, науки, образования или занимается социокультурным развитием территорий. Главное условие – проекты должны быть реализованы о одном из четырёх городов: Старом Осколе, Губкине, Железногорске и Новотроицке. Это территории, где работают предприятия компании «Металлоинвест».
У конкурса две номинации: «Культурный дом» – она включает инициативы по созданию креативных общественных пространств, таких как библиотеки, центры творчества, галереи. Вторая номинация – «Открытая территория». Здесь рассматриваются проекты, которые направлены на развитие парков, скверов или площадей. Это могут быть фестивали на открытом воздухе или проекты по улучшению городской инфраструктуры. Грантовый фонд конкурса – 9 миллион 600 тысяч рублей. Подать заявку можно до 15 ноября. А подведут итоги и объявят победителей до конца года.