Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

Как Белгородская ТЭЦ стала символом Победы

Как Белгородская ТЭЦ стала символом Победы

Утром 5 августа 1943 года над зданием Центральной электростанции Белгорода взвилось Красное знамя. Нацисты, оккупировавшие город, не могли поверить своим глазам. Откуда оно вообще взялось?

«Это такой символ предстоящего освобождения. Этот подвиг совершил гвардии ефрейтор 141-й отдельной телефонной роты Егор Михайлович Мощенков», – рассказал кандидат исторических наук, главный специалист отдела использования архивных документов ОГКУ «Государственный архив Белгородской области» Александр Пчелинов-Образумов.

Ночью на 5 августа он пробрался под огнем фашистов на территорию электростанции и водрузил знамя на котлотурбинном цехе. К полудню это знамя увидели не только нацисты, но и войска Красной армии, которые штурмовали город. Бойцы советской армии, увидев такой знак, воодушевились, решительным штурмом взяли Белгородскую ТЭЦ и сразу освободили всю территорию железнодорожного вокзала.

Станция была одним из самых высоких зданий в разрушенном Белгороде, но представляла собой жалкое зрелище. От нее остались только стены. Перед отступлением Красной армии из Белгорода 22 октября 1941 года здание электростанции было взорвано, чтобы этот объект не достался оккупантам. Основное оборудование незадолго до этого удалось эвакуировать в Южноуральск. Так что 24 октября 1941 года Белгород встретил нацистов прохладно – и в прямом, и в переносном смысле слова.

«Когда немцы пришли, мы были дома все. Они выгнали нас из квартиры. В общем, продукты начали искать, забирать себе», – рассказал ветеран Великой Отечественной войны Николай Фальков.

Война ворвалась в жизнь Николая, когда ему было 15 лет. Он помнит, как нацисты пытали и убивали его ровесников. Делалось это непременно на глазах жителей – для устрашения.

«Немцы убили двух молодых парней лет по 20 недалеко от нас. Повесили бирку «Партизан», – вспоминает ветеран.

Долгие 20 месяцев жители Белгородчины мечтали о том, чтобы наши войска выбили немцев с их многострадальной земли. Но чем ближе подходила Красная армия, тем выше был риск стать жертвой перекрестного огня.

«Пальба, бомбежки. Разорвался снаряд в метре от нас. Нас засыпало землей, оглушило, но мы остались живы. Загорелся наш дом. Я выбежал и хотел тушить. Но пули засвистели, я не смог. Дом сгорел, осталась одна печка и труба», – поделился воспоминаниями Николай Степанович.

Из более четырех тысяч общественных домов и зданий свыше 50% было разрушено полностью, 35% зданий требовало капитального ремонта. Не было ни воды, ни электричества, не работал транспорт. Требовалось практически все начинать с нуля.

Но освобождение города в августе 1943-го придало людям сил. Белгородчину облетела история о смельчаке из роты связи Егоре Мощенкове, который водрузил советский флаг на станцию, прорвавшись через оцепление немцев. И когда семнадцатилетнего Николая Фалькова мобилизовали и зачислили в войска связи, он был горд.

Красноармейцы воевали на передовой, у гражданских был свой фронт – фронт работ. Первым делом в разрушенном Белгороде стали восстанавливать электростанцию.

«Без электричества невозможно было наладить подачу питьевой воды, производство хлеба. А прежде всего, нужно было удовлетворить потребность населения в продовольствии», – рассказал Александр Пчелинов-Образумов.

К ноябрю 1943 года здание электростанции удалось восстановить, заработала паровая турбина мощностью 250 кВт и нефтяной агрегат мощностью 75 кВт. Спустя еще полгода после окончания войны, к годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1945 года станцию снова запустили в работу.

Вот, что писала «Белгородская правда» в предвкушении этой новости:

«Вспыхнут электрические лампочки и в пригородных селах. Это будет настоящим триумфом жизни белгородцев. Это будет новый вклад в дело укрепления экономического могущества нашей любимой Родины».

Станция была окончательно реконструирована в 50-е годы и переименована с Центральной электростанции в ТЭЦ. В этой реконструкции принимал участие и Николай Фальков. После Победы он пять лет отслужил связистом в Германии, а в 1950 году вернулся на родину. Тогда даже вообразить не мог, что станция станет его вторым домом.

«В Белгород приехал и пришел на ТЭЦ, наниматься на работу. Меня приняли в качестве связиста. А в это время требовалась электроэнергия на заводы», – рассказал Николай Фальков.

Спустя 22 года ТЭЦ посетил легендарный Егор Мощенков – тот, кто водрузил Красное знамя на разрушенную станцию, подав сигнал Красной армии к освобождению города. В 1973 году Егор Мощенков приезжал в Белгород и участвовал в установке памятной таблички. Ему было тогда 50 лет.

Сегодня кажется, что Егор Мощенков – не человек, а символ Победы. Такой же, как Красное знамя, как Белгородская ТЭЦ и как тысячи людей, которые выдержали все невзгоды оккупации, а после бросили все силы на восстановление города из руин.