Как пандемия заставила переоценить жизнь
Что такое традиционная вера
Кто посещал храмы во времена СССР
Как обновляется живая вера
Почему важно передать молодёжи живую веру
Всё, что с тобой происходит: каждый день, каждая встреча, каждый случайный человек – это позыв проявить свою любовь. Ни в чём другом смысла нет.
Если человек избирает Христа, он избирает жизнь. Если человек говорит, что может сам устроить свою жизнь, обеспечить себя счастьем, – с точки зрения того, что человек не вечен, он выбирает смерть.
Этот год, год испытаний, для очень многих людей в мире поставил главный вопрос ребром. Многие впервые, находясь в больнице, должны были себе чётко ответить на тот вопрос, который максимально отодвигали от себя.
Любая вера должна в каких-то формах передаваться от человека к человеку. Это и есть та традиционная форма, которую мы передаём. Но есть вера другая – вера живая. Для меня таким образом живой веры служит советский период нашей истории. Я часто размышлял: кто были наши прихожане? Это были простые люди, в основном женщины, которые никогда в своей жизни не читали и не слышали ни одной лекции, ни одного труда. Я даже не уверен, что они все могли бы объяснить символ веры. Но они ходили в храм, часто рискуя социальными благами. Какая сила их влекла? Они встретили живого Христа, лично того, кто ответил, зачем ты живёшь. Они почувствовали это в своём сердце. Способность открыть для себя живое общение с Богом, Христом и есть миссия церкви.
Испытание 2020 года для людей должно обновить живую веру. Вера должна стать жизнью. Мы должны её чувствовать, не только переступая порог храма, но и на улице, в общественном транспорте, в магазине, на рынке... Мы стали здесь сами себе делать послабление. Такая духовная задача всколыхнула всех, потому что всколыхнула в самом важном вопросе: что такое смерть?
Мало того, что мы получили этот опыт. Мы должны делать какие-то выводы. Мы должны изменить коренным образом своё отношение к детям и молодёжи, мы должны им передать не знания – это сейчас есть, а живой опыт веры.
Если человек хоть чуть-чуть соприкоснулся с той радостью, потребностью любви, самой убедительной формой, что смерть – это не точка, что есть Христос и есть вечность, он уже никогда от этого источника не уйдёт.