«Разговор о святости – это непростой разговор, особенно в наше время. Кто-то скажет: какая святость, какой духовная высота, когда мы выживаем? Какое преображение, какое вознесение, какое самоотречение? Но если мы не будем говорить о святости, в скором времени увидим вещи еще более ужасающие», – считает Николай Германский.
Святость – это духовное совершенство. Абсолютно свят только Бог. В понимании человеческой святости присутствует постоянное и искреннее духовное совершенствование, которое должно закончиться духовной высотой. Оно выражается в смирении, доброте, вере, надежде и, главное, любви. Когда Христос пришел в наш мир, он пришел напомнить всем об этом, хотя и знал, какую цену ему придется заплатить.
«В понимании человеческой святости присутствует постоянное неуклонное и искреннее духовное совершенствование, которое в конечном итоге должно закончиться духовной высотой. Она выражается в смирении, доброте, вере, надежде», – говорит Николай Германский.
В отношении человека понятие святости относительно – абсолютно свят только Господь. Когда-то человек был создан по образу и подобию Божию. Практически Адам и Ева были святыми. Но, нарушив заповедь через непослушание, они потеряли свою невинность и перевернули систему ценностей. На первое место вышло тело. И теперь попытка обрести святость – это попытка вновь вернуться к Господу.
Нравственный закон присущ человеку, но не каждый человек исполняет этот закон. Совесть – это есть голос Божий в человеке, но иногда она засыпает или даже почти умирает. Человек может быть нравственным, но, остановившись в своем развитии, не стать духовным. Это значит, что святость и нравственность – далеко не одно и то же. Чтобы обрести святость, нужно полностью отречься от земных благ.
Главная причина – удаление человека и человечества от Бога. Когда-то единая церковь и вера разделились: сначала отпочковался католицизм, от которого, в свою очередь, отделился протестантизм. Искажение веры влечет за собой искажение понятия святости и искажение опыта жизни целого народа.
«Именно в православии эта чистота осталась ненарушенной. И на Западе это многие понимают», – считает Николай Германский.
Все признаки святости можно найти в Нагорной проповеди, которая представлена в Евангелии от Матфея. В мировоззрении западных людей любовь подменена гуманизмом, терпение – толерантностью, то есть терпимостью к любому греху. У них искажено понятие свободы: для них это свобода для греха, а для нас – от греха. Вместо духовного блаженства они избрали земное наслаждение. Между тем святость – это блаженство: блаженны чистые сердцем, кроткие, плачущие, милостивые, те, кто претерпит за Христа все страдания. Святые – это терпеливые, добрые, искренние, преисполненные веры, надежды, любви.
Многие святые не канонизированы, и церковь их не знает. Но их знает Бог, и это самое главное. Архимандрит Русской православной церкви, прослуживший больше 20 лет настоятелем Свято-Николаевского храма в пос. Ракитное Белгородской области Серафим Тяпочкин обладал всеми признаками святости, и главное его качество – любовь. Он носитель того самого божественного света. Причисление его к лику святых – вопрос времени.